Наталья Царюк
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Раздел сайта – Проектная деятельность в детском саду
Ф. И. О. автора – Царюк Наталья Ивановна
Должность автора – Воспитатель
Место работы - МБДОУ «Детский сад №5 комбинирующего вида г. Тимашевска».
Название работы - Проект: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
.
Проект:
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Выполнила:
Воспитатель
Царюк Наталья Ивановна.
Тимашевск
2015
Содержание
I.Введение….3 стр.
1.1. Анализ внешней ситуации….5 стр.
1.2. Анализ внутренней ситуации…7 стр.
II.Основная часть
2.1. Аннотация проекта….10стр.
2.2. .Целеполагание ….10 стр.
2.3. Этапы и сроки реализации проекта…. 11 стр.
2.3.1. Перспективный план дидактических игр…. 12 стр.
2.3.2. Методы и приемы работы с детьми ….14 стр.
2.3.3. Образовательные технологии…. 14 стр.
2.3.4. Формы организации с детьми и с родителями….15 стр.
2.3.5. Модель взаимодействия….16 стр.
2.4. Мониторинг….17 стр.
2.5. Результаты проекта…19 стр.
2.5.1. Практическая значимость проекта….19 стр.
2.5.2. Перспективы развития проекта…. 19 стр.
III. Заключение…. 20 стр.
Список литературы…. 21 стр.
I. Введение
Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка, занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял попытку дать на основе собственных наблюдений целостную картину развития речи ребенка. Его последователями стали М. П. Феофанов, Н. И. Жинкин, И. О. Синица. Проблемами развития детской речи было уделено большое внимание в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Ф. А. Сохина, А. Н. Гвоздева и других психологов и лингвистов. Большой вклад в разработку теории и методики развития речи детей внесли Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина, О. С. Ушакова.
Огромную роль в коррекционной работе с детьми играет сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом. Таким образом, игра - необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
Актуальность
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.
Современные ФГОС и уровень информации требуют все больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка. Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка с общим недоразвитием речи и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимым для успешного освоения программы и социальной адаптации в детском коллективе;
• Успешность познавательного процесса определяется уровнем развития сенсорных процессов;
• Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
Предметом исследования выступает дидактическая игра как необходимый фактор эффективного сенсорного развития младших дошкольников.
Объект исследования выступает сенсорное развитие детей младшего возраста.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
1.1 Анализ внешней ситуации
В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.
Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова и др., справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.
Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка с общим недоразвитием речи выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.
В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей : для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях.
Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я. А. Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой, которая рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.
Таким образом, игра - необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
Сегодня имеются большой выбор методической литературы по математике. Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры - вопрос мало изучен.
1.2. Анализ внутренней ситуации
Во второй младшей группе 27 детей. Из них 15 девочек и 12 мальчиков. Большинство детей посещают МБДОУ «Детский сад №5 комбинирующего вида для детей с первой младшей группы, В группе идет активная работа воспитателя, и психолога. Мы работаем по программе Веракса «От рождения до школы». МБДОУ расположено по адресу: гор. Тимашевск, ул-Западная д. 12 в экологически чистом районе.
В группе мы стараемся создать вокруг детей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что в свою очередь, рождает в малышах ответное чувство любви и признательности, психологической и физической защищенности. В группе создан сенсомоторный уголок. Сенсомоторный уголок предназначен :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Имеются массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”.
Работу по математике осуществляем в ходе режимных моментов, дидактических играх, на занятиях. В ходе своей работы я убедилась в том, что у детей навыки обследования предмета недостаточно развиты, знания детьми формы и цвета отрывочные и бессистемные, а также недостаточная информированность родителей о важности сенсорного развития детей.
Вывод: проблему развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством дидактической игры попытаюсь решить.
II.Основная часть
2.1. Аннотация проекта
Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста с ОНР. Дети знакомятся с эталоном сенсорного развития через дидактические игры. Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, познавательному развитию.
2.2. Целеполагание
Для успешного проведения работы мною был выбран метод проекта, позволяющий разработать цели, задачи, пути реализации и этапы работы, наметить ожидаемый результат.
Цель проекта
Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Формирование познавательной речевой активности детей младшего дошкольного возраста через активизацию родителей по теме «Сенсорное воспитание».
Задачи проекта
• Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
• Составить перспективное планирование;
• Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета;
• Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т. д.);
• Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии;
• Разработать методические рекомендации для родителей;
• Оценить результаты проделанной работы;
Гипотеза
Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных способностей будет успешными.
Участники проекта
Родители
Воспитатели
Дети младшего дошкольного возраста
2.3. Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный этап
Мероприятия Сроки реализации Ответственная Промежуточный результат
1. Знакомство с темой проекта сентябрь Царюк Н. И Получение знаний о сенсорных способностях у детей младшего дошкольного возраста
2. Изучение литературы по данной теме сентябрь Царюка Н. И.
3. Выявление проблемы, цели, задачи сентябрь Царюка Н. И.
4. Составление перспективного плана работы сентябрь. Царюка Н. И.
5 .Создание условий для эффективного использования игр сентябрь. Царюка Н. И. Наличие предметно-развивающей среды в группе.
Наличие разнообразного материала
6. Подбор дидактического материала и игр сентябрь. Царюка Н. И.
7. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии сентябрь Царюка Н. И. Преобладание низкого уровня развития детей
Оценочный этап
Мероприятия Сроки реализации Ответственная Промежуточный результат
1. Проведение консультаций для родителей по теме «Познаем,исследуем, творим» С октября по апрель Царюка Н. И. Овладение родителями информацией по данной проблеме
2. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми С октября по апрель Царюка Н. И. Овладение детьми математическими способностями
3. Проведение дидактических игр и игр-занятий С октября по апрель Царюка Н. И.
4. Исследовательская деятельность детей С октября по апрель
Заключительный этап
Мероприятия Сроки реализации Ответственная Промежуточный результат
Итоговая диагностика май. Царюка Н. И. Максимальная приближенность математических способностей.
Проведение родительского собрания по теме проекта Царюка Н. И.
Выставка развивающих игрушек-самоделок «Умная игрушка своими руками» Царюка Н. И. Поделится своим опытом работы с другими педагогами
Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете Царюка Н. И.
2.3.1 Перспективный план дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста
Сентябрь
1. «СПРЯЧЬ МЫШКУ»
Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.
2. «В ЦАРСТВЕ ФИГУРОК - ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником.
Октябрь
1. «РАДУЖНЫЕ ШАРЫ»
Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.
2. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ»
Закрепить у детей знание основных цветов; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.
Ноябрь
1. ЛОТО «ЦВЕТ»
Закрепить у детей знание основных цветов; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.
Декабрь
1. «МАГАЗИН»
Обучению детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Январь
1. «КТО ГДЕ СПИТ»
Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями; формирование действия подбора по образцу.
Февраль
1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «ВОТ КАКАЯ КРАСОТА - ПРАВИЛЬНО НАШЛИ ЦВЕТА»
Учить детей находить предметы по цвету.
Март
1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ К МИШКЕ»
Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы; обучение выделению параметров величины предметов; обучение фигур на ощупь по зрительному образцу.
Апрель
1. «МАТРЕШКА, МАТРЕШКА ОТКРОЙСЯ НЕМНОЖКО»
Развивать у детей умение правильно воспринимать и называть величину предметов.
Май
1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ
ПОЛЯНУ». Обучение детей выделению параметров величины предметов.
2.3.2. Методы и приемы работы для развития математических способностей посредством дидактических игр
Мотивирующие Наглядные Игровые Словесные Органи-
зационные
2.3.3.
Информационно-коммуникационные
Здоровьесберегающие
Образовательные
технологии
Личностно-ориентационные
Исследовательские
Игровые
2.3.4.
Формы организации с детьми
Игры-занятия
Дидактические игры
1. «Домино»
Цель: научить детей находить среди многих одну опре деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео метрических фигурах.
2. «Распутай путаницу»
Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.
3. «Подбери пару»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз меру, цвету, назначению.
4. «Помоги Федоре»
Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред метов.
1 конспект «В гости к Незнайки»
2.
Формы организаций работы с родителями
Совместные дидактические игры
Методические рекомендации, консультации
Родительские собрания
2.3.5. Модель взаимодействия педагогов
Дидактические игры
Физкультминутки в процессе занятия
МБДОУ д/с №5
Совместная индивидуальная
деятельность
Занятия по ФЭМП
Занятия по изодеятельности и
конструированию
Музыкально-ритмическая деятельность
2.4. Мониторинг
Цель: формирование у детей математических способностей посредством дидактических игр.
Дидактические игры на определения количества. ,цвет.
1.«В лес за грибами»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
2. Подбери по цвету. Дидактическая задача : закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый, научить классифицировать предметы по форме;
3. «Малина для медвежат»
Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково»
Дидактические игры на определения формы:
1. Подбери фигуру. Дидактическая задача : Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания;
2. Кому какая форма. Дидактическая задача : закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур;
3. Геометрическое лото. Дидактическая задача : закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).
Дидактические игры на определения величины:
1. Башня. Дидактическая задача : закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами;
2. Что там? Дидактическая задача : закрепить умения детей устанавливать отношение 2 предметов по величине при составлении матрешки;
3. Сбор фруктов. Дидактическая задача : развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Таким образом, анализируя результаты диагностики, актуальным остаются проблемы по математике у детей младшего дошкольного возраста с При активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше, но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа.
2.5. Результаты проекта
• В ходе реализации проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр - формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины стало возможным у детей младшего дошкольного возраста;
• У детей вырос уровень знаний;
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр.
2.5.1. Практическая значимость проекта
• Внедрение и апробирования условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о математических эталонах форма, количество, величина у детей младшего дошкольного возраста;
• Разработка дидактического материала и дидактической игры;
• Разработка методических рекомендаций для родителей;
• Возможность использования проекта воспитателями других ДОУ.
2.5.2. Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию представлений всех этапов через дидактические игры;
• Дополнение системы дидактического материала и играми;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;
• Выступление с презентацией проекта городских мероприятиях.
III. Заключение
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, которая поможет развивать математические,сенсорные, способности детей. Используя дидактические игры. дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и, расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Список литературы
1. Аванесова, В. А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.
4. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - Москва. : Просвещение, 1991.
5. Бурдина С. В. Цвет, форма, величина. – Дом печати - Вятка, 2004г.
6. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. - М. : Владос,- 2001.
7. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 1978 г.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
9. Высокова Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - Волгоград «Учитель», 2010.
10. Гризик Т. И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. - М: Просвещение, 2007
11. Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И. В., Рожков О. П. - М. : Модэк, 2007.
12. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. - М., 1978.
13. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
14. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании. - М., 1973 г.
1964
15. Люблинская, А. А. Детская психология. - М. : Просвещение, 1971.
Д. В. Менджерицкая, К. П. Татищева- 1951.
16. Никитин, Б. П. Развивающие игры. - М., 1994.
17. Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2011.
18. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж. : Учитель, 2006.
19. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – Т. Ц. :Москва, 2012.
20. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М. : Просвещение, 1996.
21. Рогов, Н. И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.
22. Эльконин, Д. Б. Детская психология. - М., 1960.
23. Эльконин, Д. Б. Психологические игры. - М., 1978. – 301 с.
24. Запорожец А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А. В.,
25. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2009.