Татьяна Родина
Развитие сенсорных эталонов посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсорных эталонов посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие-это восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Публикация «Развитие сенсорных эталонов посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Сенсорное воспитание-это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль.
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов. Для этого в работе выделяются следующие задачи:
- Формирование у детей систем перцептивных действий (способов обследования предметов).
- Формирование у детей систем сенсорных эталонов.
- Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
И конечно же эти задачи соотносятся с задачами образовательной программы (требования к сенсорному воспитанию детей 1,5-2 лет) :
- Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу.
- Ориентироваться в трех и более контрастных величинах.
- Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины.
- Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
- Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков.
- Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма).
- Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
- Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
- Выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой.
- В рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Какие же условия необходимо создать для эффективного использования дидактических игр как средство формирования представлений о сенсорных эталонах.
Педагоги Л. И. Юнкман, Т. Н. Лихачева, опираясь на теорию М. Монтессори, выделяют предметно-развивающую среду, как одно из условий успешного формирования качеств личности. Создание ППРС, способствует развитию сенсорного воспитания детей через игру. Второе условие, это систематизация дидактических игр. Третье условие, это индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. И, конечно же, это формирование сенсорного восприятия в каждом виде деятельности через игровую форму. Из этого следует, что если подобрать комплекс дидактических игр и создать условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда помогает ребенку стать независимым от взрослого, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается. Взрослый становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства самостоятельно.
В построении подготовленной развивающей среды предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и с взрослым, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, групповых, подгрупповых и индивидуальных.
Среда должна быть насыщена дидактическими материалами различной тематики и содержания. Все материалы сгруппированы и находятся на соответствующих полках для ориентации детей.
Нужно придерживаться основных принципов построения предметно-пространственной среды, таких, как продуманное зонирование, соблюдение постоянного месторасположения материала, доступность любого материала для каждого ребенка, недопущение пресыщения среды и соотнесение их с принципами диктуемыми ФГОС ДО.
Специально подготовленная предметно-пространственная среда для детей от 1 года до 3 лет включает: уголок движения, игровой уголок, сенсорный уголок, уголок уединения и отдыха, уголок для игр с песком, уголок развития речевой активности, книжный уголок, уголок изодеятельности, музыкальный уголок.
В сенсорном уголке могут быть представлены следующие игры:
- для упражнения в установлении причинно-следственных связей (лоток с шариком, цветные цилиндры, вкладыши, пирамидка с кубиками и др.)
- для упражнения в сенсомоторном развитии (матрешка, простая мозаика, чудесный мешочек, бусы и т. д.)
- для упражнения с сыпучими веществами (набор для пересыпания, для просеивания)
- для упражнения с водой (набор сосудов для переливания, миска с шариком, тазики и др.)
Обязательным условием для успешной работы является составление картотеки игр по сенсорному развитию детей.
Для всестороннего развития детей следует использовать следующие формы работы: игры-занятия, совместная деятельность и индивидуальная работа с детьми.
Сенсорное воспитание напрямую связано со всеми направлениями развития ребенка :
- познавательным и речевым развитием, где умственное воспитание осуществляется в процессе предметной деятельности;
- художественно-эстетическим, где эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения;
- физическим, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисования красками;
- социально-коммуникативным, где на каждом занятии дети приучаются выполнять элементарные трудовые поручения;
Нельзя оставлять без внимания и такой блок работы, как работа с родителями. Это может быть организованная выставка дидактической игрушки, консультации, круглые столы и семинары-практикумы для родителей по сенсорному развитию ребенка, а также показы занятий.
Хочется сказать, что такой раздел сенсорного воспитания, как развитие обонятельного и вкусового восприятия, должен быть переложен на плечи родителей. По этому поводу должны быть проведены необходимые консультации и даны рекомендации по использованию игр.
В результате работы по сенсорному воспитанию у детей раннего возраста должны быть сформированы умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :
- Дети выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. д.).
- Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка.
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками : лес, море, огоньки и т. д.
- Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпичик, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец) и цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.).
- Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину кирпичики или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).