МААМ-картинки

Развитие синтаксической структуры высказывания в онтогенезе

Светлана Анатольевна Шмойлова
Развитие синтаксической структуры высказывания в онтогенезе

Развитие синтаксиса представляет собой путь от однословного предложения через соединение двух компонентов к многокомпонентному целому. Определяет этот процесс, с одной стороны, практическая деятельность, а с другой — умение планировать речевые действия.

А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович пишут, что овладение родным языком протекает в виде усвоения ребенком различных по своей структуре предложений. В исследованиях А. М. Шахнаровича указывается, что «такие высказывания производятся не путем простого переструктурированного соединения двух слов, а с помощью линейного механизма кодирования и декодирования. Начиная с 2-х лет, у детей появляются трех-четырехсловные предложения» [3, с. 202].

Публикация «Развитие синтаксической структуры высказывания в онтогенезе» размещена в разделах

Первоначальное их развитие происходит синтетически : объединением в единое целое слов, как первичных элементов детской речи, при этом ребенок овладевает, прежде всего, умением соотносить содержание высказывания с действительностью, формируется умение подбирать наиболее точные слова для обозначения реалий, что непосредственно указывает на активное усвоение и применение ими речевого механизма – отбора слов. Как только дети, примерно в период от 2 лет до 2 лет 6 месяцев, начинают порождать высказывания более чем из двух слов, предложения начинают приобретать иерархическую структуру.

В 2 года 6месцев – 3 года происходит развитие сложного предложения. Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. В 3 – 4 года идёт дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

При составлении высказываний дети с нормой используют аналитическую стратегию, оперируя словом. При этом применяют речевые механизмы, выделенные Н. И. Жинкиным: грамматический отбор и противопоставления, удержания и упреждения, линейный механизм кодирования и декодирования, компрессию [5].

По самой своей сути механизм грамматического оформления высказывания взаимосвязан с другими сторонами речевой деятельности. Соответственно и процесс обучения строится во взаимосвязи грамматической работы с лексической, фонетической, формированием связной речи (диалогической и монологической, а также во взаимосвязи с познавательным развитием.

Задачи формирования структуры предложений могут решаться попутно с решением других задач и самостоятельно, в виде специальной игры. Так же попутно можно решать задачи формирования способов словоизменения и словообразования, а можно выделить их в самостоятельную часть занятия. Например, при рассматривании картины «Куры» в средней группе воспитатель задает детям вопросы: «Кто это? Что они делают? Что делает петух? Что делают эти цыплята? Кто больше нравится — петух или куры? О ком хотите рассказать — о петухе, курах или цыплятах, какие они?» и т. д.

В процессе ответов на вопросы дети учатся участвовать в диалоге, строить простые предложения разной структуры. (Это куры. Петух кричит «кукареку». Цыпленок маленький.) Взрослый активно влияет на этот процесс. В самом вопросе уже заложена структура ответного высказывания. В случае затруднений воспитатель подсказывает начало предложения, либо завершает начатое ребенком высказывание, распространяет его, уточняет. Вопрос взрослого «Кто это?» активизирует наименования цыпленок, цыплята, маленькие цыплятки, что вносит лепту в формирование способов словообразования. На этом же занятии в процессе физкультминутки дети имитируют действия и писк цыплят. Здесь одновременно закрепляется правильное произношение звука (ц). В то же время моделируются существенные отношения в системе способов словообразования названий животных и их детенышей (мама-курица большая, а цыплята маленькие; у курицы голос громкий, а цыплята пищат тихо, тоненько) [3].

Если грамматическая работа планируется на занятии, то основу занятия должна составить часть, посвященная формированию связной речи и рассказыванию, а грамматические задачи либо включаются в нее, либо согласуются тематически. Это требование определяется необходимостью организации осмысленной детской деятельности. Конечно, когда ребенок участвует в инсценировке пушкинской сказки о золотой рыбке, в его сознании формируется значение приставок при- и у-, но было бы кощунственно планировать эту игру исходя из задачи формирования значений этих приставок.

Аналогичным образом, если воспитатель планирует дидактическую игру на закрепление глагольных форм «ляг», «поезжай», необходимо предусмотреть в ней осмысленную очередность выполняемых с игрушкой действий: Мишка гуляет, катается с горки (поезжай, потом приходит домой, переодевается, обедает и ложится спать (ляг). Если опустить отдельные части игрового сюжета, следуя дидактической задаче (покатался — поспал, нарушится логика игры с игрушкой, а этого делать нельзя. «Нельзя делать деятельность детей немотивированной, подчиненной диктату дидактических игр» [1, с. 105].

Формирование грамматического строя тесно взаимосвязано с работой над звуковой культурой речи. Развитый фонематический слух — основа освоения звукового состава грамматических элементов языка. Поскольку фонемы служат различению слов и их грамматических форм, сочетание этой работы с грамматической позволяет на одном и том же лексическом материале одновременно решать обе задачи. Например, когда воспитатель предлагает детям выбрать из группы предметов те, в которых есть звук ц, можно включить такие предметы, как хлебница, сахарница, салфетница. Это поможет детям подметить в одноструктурных словах общую часть — ниц.

При подборе слов со звуком (с) можно в виде примера подсказать прием подбора однокоренных слов, и это также будет способствовать одновременному решению задач формирования фонематического восприятия и формирования способов словообразования (слон–слоненок–слониха–слоновый, лиса–лис–лисонька–лиска, соль–солонка–посолить–соленый, лес–лесок–лесник–лесной–лесовичок и т. д.) [3].

Умение ориентироваться в смысловой стороне производных слов воспитывается в недрах словарной работы. Словарные упражнения и игры, всевозможные проблемные вопросы помогают подметить общее в одно-структурных и однокоренных словах, зафиксировать словообразовательные суффиксы и приставки. Например, в процессе беседы по русской народной сказке «Лиса и рак» детей просят охарактеризовать лису и рака: Какими словами можно назвать рака? — Хитрый, хитрый-прехитрый, хитрющий, умный, умный-преумный, умнющий. Какая лиса? — Простоватая, недогадливая, глупая. А обычно лиса в сказках какая? — Хитрая, умная, смелая, находчивая. Хитрая лиса. А как еще можно об этом же сказать? — Хитрая-прехитрая, хитрющая [2].

Есть такие формы речевой работы, в которых одновременно решаются и задачи формирования связной речи, и задачи словарной и грамматической работы. Это сюжетно-дидактические игры, игры-драматизации, литературные викторины, вечера загадок, ведение альбомов детского творчества. В зависимости от того, какие конкретно предметы используются в игре, она приобретает разный смысл. Так, если в игре «Магазин игрушек» отобрать в качестве экспонатов мяч, матрешку, пирамидку, флажок — это типичная игра для развития описательной речи. Но если взять предметы посуды, то в ней уже можно решать такие задачи, как формирование способов наименования предметов посуды.

Если взять игрушки — дударь, балалаечник, охотник, хоккеист, вышивальщица, тогда это игра на образование наименований людей по роду деятельности. Те же предметы могут быть аналогично использованы в новых сюжетах: «Музей посуды», «Музей игрушек», «Магазин сувениров», «Выставка», «Почтальон принес посылку», «Заводные игрушки» и т. д.

Таким образом, «комплексный подход к речевому развитию заключается не только в объединении на одном занятии видов работы над разными сторонами речевой деятельности, но и в широком влиянии каждой конкретной речевой игры на разные стороны речевого развития» [1, с. 169].

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены А. Н. Гвоздевым в его уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи».

Первый период названным А. Н. Гвоздевым, как «Однословное предложение. Предложение из двух слов — корней».

Второй период нормы «Усвоение грамматической структуры предложения».

Третий период – «Усвоение ребенком морфологической системы языка».

Разумеется, ни одна периодизация не может отразить всей сложности диалектического взаимопроникновения этапов развития и сосуществования в каждом последующем этапе качеств предшествующего. «При всей условности периодизация нужна, как для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для разработки дифференцированных приемов воспитания и обогащения ребенка знаниями адекватного уровня, так и для создания системы профилактики…» [4, с. 15].

Развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т. п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми [6].

До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т. е. осуществляется их лексикализация.

Последовательность, с которой осуществляется овладение детьми типами предложений, способами связей слов внутри них, слоговой структурой слов, протекает в русле общих закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи как системный процесс [7].

В процесс усвоения фонетики детьми, нельзя не заметить в нем общих закономерностей, которые заключаются в том, что усвоение звукопроизношения идет по пути все более и более усложняющейся и дифференцирующейся работы артикуляционного аппарата. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя родного языка [8].

Таким образом, развитие синтаксической структуры высказывания в онтогенезе — процесс очень сложный и многогранный, т. к. происходит постоянная эволюция восприятия ребенком слова и его составляющих.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 1999.

2. Вавинова Е. В. Взаимосвязь и зависимость усвоения синтаксических структур и развития пространственных представлений детей // Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века. Мат. VI междисципл. науч. -практ. конф. асп. и соиск. Ч. 3. — М. : АПК и ППРО, 2003. — С. 360—366

3. Вавинова Е. В. Порождение синтаксических структур в онтогенезе речевого развития // Образование и культура. Мат. V междисципл. науч. -практ. конф. асп. и соиск. — М. : АПК и ППРО, 2002. — С. 202—205

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961

5. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958

6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М. : Форум, 1990.

7. Жукова Н. С. Преодоление недоразвитие речи у детей. – М. : Соц. -полит. журн., 1994.

8. Жукова Н. С. Формирование устной речи. М. : Соц. -полит. журн., 1994.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов. Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова, воспитателю нужно подключать как.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста имеющими общие нарушения речи, не теряет своей актуальности в настоящее.

Коррекция нарушений слоговой структуры слов Среди разнообразных нарушений речи у детей одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой структуры слов. Наиболее.

Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным.

Методические рекомендации по формированию речевых умений связного устного высказывания Методические рекомендации по формированию речевых умений связного устного высказывания ПольшковаАлевтина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ.

Методика формирования синтаксической стороны речи В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их.

Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНРПреодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня через систему игровых упражнений Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня через систему игровых упражнений. Сказочное путешествие. Цель. Развитие.

Семинар «Развитие связной речи у дошкольников при помощи текстов цепной структуры» Дошкольники, как правило, любят пересказывать прочитанное, знакомые сказки, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают.

Специфика связного речевого высказывания дошкольников с III уровнем речевого развития В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие синтаксической структуры высказывания в онтогенезе
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 16:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД