МААМ-картинки

Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы

Бессчетнова Татьяна Сергеевна
Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Публикация «Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы» размещена в разделах

Посредством речи один дошкольник привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. И это видно на практике. Если обратиться к результатам мониторинга (сентябрь 2018 год старшая группа, то мы увидели, что область развитие речи, составила наиболее низкий процент успеваемости. Вернусь ниже к этому вопросу.

Поэтому немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Знакомство ребёнка с художественной литературой мы начинаем в определённой последовательности. Начинаем с миниатюр народного творчества- потешек, колыбельных песен. Это бесценный материал, который позволяет ребёнку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток) Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запомнить слова и выражения.

Затем мы знакомим детей с русскими народными сказками. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности. Сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние. Сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развивается мышление и воображение. Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок и рождаются в «живой» разговорной речи. Например: «мороз трескучий», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие.

Затем читаем детям авторские стихи, рассказы. В них дети познают локаничность и точность слова.

Особое значение для развития речи дошкольника имеет –загадка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слова, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов (от глагола идти, ребёнок осознаё т другое значение: идут часы, идёт дождь)

Все произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности и к внутреннему миру героя.

На родительском собрании, которое состоялось в сентябре 2018 года, мы родителям рассказали и раздали памятки по правильному прочтению художественной литературы. Рассказали, что произведения для чтения, ребёнку нужно выбирать учитывая возраст и развития ребёнка. После прочтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Очень важно прочитать и не забыть. То есть через некоторое время вспомнить и поговорить о прочитанном снова. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать нравственность, а кроме того, учит связной последовательной речи. Обязательно в ходе прочтения останавливаться на новых словах, объяснять значения этого слова. И вот тут я вернусь к мониторингу. Почему наиболее низкий процент по развитию речи? Да не потому что, мы не читаем, не занимаемся. А потому что, родители не читают детям книги. Мало разговаривают, не требуют полных ответов. Вот и дети не могут выстроить правильно предложение. Не зря мы эту тему приурочили к собранию. Из-за не хватки времени, они просто включают им мультфильмы, естественно после просмотра они не анализируют. На вопрос детям, вам родители читали такую сказку, получаем ответ- смотрели мультфильм.

На родительском собрании, мы воспитатели, обратили на это внимание. Да, и родители все дружно согласились- включаем мультфильмы. А этого не должно быть!

И завершу свой доклад, очень хорошим высказыванием Л. Токмаковой

«Детская книга при всей её внешней простоватости_ вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослого, доступны её вершины. Удивительное искусство - детская книга!»

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,.

Развитие словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок «Здравствуй, весна» "Здравствуй, весна!" Старшая группа «Смелые» Возраст детей (4-5 лет) Выполнила воспитатель: Войтенко Елена Николаевна. Программное содержание:.

Формирование основ безопасности у дошкольников посредством художественной литературы «Формирование основ безопасности у дошкольников посредством художественной литературы» «Самое дорогое у человека – это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование словаря воспитанников раннего возраста в процессе приобщение к чтению художественной литературы Знакомство с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении.

Презентация на тему самообразования «Гармоничное развитие личности ребенка посредством художественной литературы» Цель: всестороннее развитие личности ребенка средствами художественно литературы. Задачи: 1. Развивать творческое воображение и фантазию.

Проект «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей» Проект: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей» Педагогический проект Воспитателя МБДОУ №40 Завориной.

Развитие диалогической речи у детей пятого года жизни посредством художественной литературы Художественная литература является одним из средств, способствующих развитию и формированию общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы (выполнила : воспитатель Примаченко С. Ю.) Воображение.

Стендовый доклад по самообразованию «Гармоничное развитие личности ребенка посредством художественной литературы» Гармоничное развитие личности ребенка средствами художественной литературы Терентьева Татьяна Викторовна МАДОУ ЦРР д/с №31 г. Калининград.

Презентация «Эмоциональное развитие дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы» Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Эмоциональная сфера является важной составляющей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы
Опубликовано: 18 марта 2019 в 13:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Бессчетнова Татьяна Сергеевна (УИ 1855408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД