Бессчетнова Татьяна Сергеевна
Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения.
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Публикация «Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Посредством речи один дошкольник привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. И это видно на практике. Если обратиться к результатам мониторинга (сентябрь 2018 год старшая группа, то мы увидели, что область развитие речи, составила наиболее низкий процент успеваемости. Вернусь ниже к этому вопросу.
Поэтому немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Знакомство ребёнка с художественной литературой мы начинаем в определённой последовательности. Начинаем с миниатюр народного творчества- потешек, колыбельных песен. Это бесценный материал, который позволяет ребёнку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток) Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запомнить слова и выражения.
Затем мы знакомим детей с русскими народными сказками. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности. Сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние. Сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развивается мышление и воображение. Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок и рождаются в «живой» разговорной речи. Например: «мороз трескучий», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие.
Затем читаем детям авторские стихи, рассказы. В них дети познают локаничность и точность слова.
Особое значение для развития речи дошкольника имеет –загадка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слова, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов (от глагола идти, ребёнок осознаё т другое значение: идут часы, идёт дождь)
Все произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности и к внутреннему миру героя.
На родительском собрании, которое состоялось в сентябре 2018 года, мы родителям рассказали и раздали памятки по правильному прочтению художественной литературы. Рассказали, что произведения для чтения, ребёнку нужно выбирать учитывая возраст и развития ребёнка. После прочтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Очень важно прочитать и не забыть. То есть через некоторое время вспомнить и поговорить о прочитанном снова. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать нравственность, а кроме того, учит связной последовательной речи. Обязательно в ходе прочтения останавливаться на новых словах, объяснять значения этого слова. И вот тут я вернусь к мониторингу. Почему наиболее низкий процент по развитию речи? Да не потому что, мы не читаем, не занимаемся. А потому что, родители не читают детям книги. Мало разговаривают, не требуют полных ответов. Вот и дети не могут выстроить правильно предложение. Не зря мы эту тему приурочили к собранию. Из-за не хватки времени, они просто включают им мультфильмы, естественно после просмотра они не анализируют. На вопрос детям, вам родители читали такую сказку, получаем ответ- смотрели мультфильм.
На родительском собрании, мы воспитатели, обратили на это внимание. Да, и родители все дружно согласились- включаем мультфильмы. А этого не должно быть!
И завершу свой доклад, очень хорошим высказыванием Л. Токмаковой
«Детская книга при всей её внешней простоватости_ вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослого, доступны её вершины. Удивительное искусство - детская книга!»