Получи документы

Развитие социально-активной личности в детском саду

Ольга Чеснокова
Развитие социально-активной личности в детском саду

Что такое активная жизненная позиция, социально активная личность? На этот, казалось бы, простой вопрос простого ответа нет. Эти выражения вбирают в себя много разных смыслов. По мнению Альбины Мелиховой, заведующей кафедры социологии и социальных технологий гуманитарного института ЧГУ активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Это качество выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития. Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества, но и готовность реализовать эти интересы, активная деятельность субъекта.

Публикация «Развитие социально-активной личности в детском саду» размещена в разделах

Признаками социальной активности является устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы и участие в общественных делах. Выделяют три основных критерия социальной активности. Первый критерий выявляет характер побудительных сил, потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности. Активная личность - личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, включенная в движение и развитие общественных процессов. Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. Личность может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Выражением связи знаний, Чувств и воли, обеспечивающим социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности. Социальная активность - это качество, характеризующее целостность личности.

Как же развивать социально-активную личность в условиях детского сада? Именно на этой ступени образования можно начинать заниматься этой работой, так как именно в 3-4 года ребенок начинает осознавать свое «Я», дети начинают дружить, социализироваться.

Формирование социально-активной личности возможно в ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра – естественная форма проявления разных видов активности ребенка. Являясь наибольшим видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемыми самим ребенком, наиболее близко действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Стойкие барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. В условиях «мнимой» ситуации ребенку легче принять на себя роль другого. Театрализованные игры наиболее содержательный вид детской деятельности, где ребенок, принимая на себя роль, может активно упражняться в речевой, эмоциональной и двигательной активности.

От уровня социальной активности всех участников взаимодействия с ребенком зависит и уровень его социальной активности. Участники взаимодействия во время театрализованных игр имеют огромное влияние на развитие ребенка и формирование у него социальной активности, либо, наоборот, формирование зажатости, стеснительности.

Развитие творчества у ребенка, также способствует становлению социально-активной личности. Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.

Особое внимание необходимо уделять патриотическому воспитанию. Люди с момента рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности ко всему, что окружает человека и что помогает ему познать окружающую действительность. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности и социально-значимых ценностей - гражданственности и патриотизма.

Гражданские качества личности формируются там, где дети имеют право голоса и могут помогать решать проблемы, влиять на окружающую их социальную среду, там, где дети знают, что их услышат и где с их мнением считаются.

Чтобы формировать всесторонне развитую личность в детском саду, необходимо учесть индивидуальность этой личности. Для развития индивидуальности, необходимо избегать следующих ошибок: навязывание детям своего мнения, которое последние заучивают как шаблон. Детям надо объяснять, почему это так, а не иначе, почему надо делать так, даже младшие дошкольники, вполне способны понять такую речь взрослого, а не просто авторитарный стиль поведения. Если дети совершают ошибки, то их надо анализировать и проговаривать, а не только критиковать. Ребенок должен знать к чему привело его поведение, и в следующий раз он уже сознательно будет выбирать правильный поступок, зная его последствия. Дошкольники должны иметь возможность свободно выражать свою точку зрения, отстаивать ее, не боясь, что его засмеют, или после этого не будут с ним дружить. Педагог должен поддерживать выражение мыслей дошкольников, так как это одно из качеств социально-активной личности.

По моему мнению, необходимым условием формирования у дошкольников социальной активности является его включенность в коллектив. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В нашем ДОУ мы стараемся изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в группе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все дети. Дошкольники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни группы, класса, школы, а затем и общества в целом. Поэтому наш педагогический коллектив, старается распределить поручения с учетом интересов детей. Среди приёмов формирования социальной активности мы используем: просьбу педагога о помощи, поощрение, позитивная оценка общественно полезной деятельности детей перед всей группой. В нашем ДОУ проводятся тренинговые упражнения, беседы и игры, например игра «Столяр» для развития фантазии и речевого творчества детей, «Репка» для развития самостоятельности, воображения, творческих способностей, наблюдательности. Мы рассказываем о сделанных добрых делах. При выполнении заданий дети высказывают нам свое мнение.

Социальная активность как качество личности формируется в процессе социализации и выступает одним из важных ее показателей. К какому же итогу мы приходим? Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества. Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.

Литература:

1. Воробьев Ю. Л., Королев Б. Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М. : Изд-во МГСУ «Союз» Т. 1, 2003. – 500с

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М. : Академия, 2003г.

3. https://www.dorogakdomu.ru/?page=articles&record=333

4. https://reftrend.ru/622125.html

Публикации по теме:

Консультация «Развитие активной речи детей» Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать.

Консультация «Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду» Курзова Ольга Михайловна, воспитатель; Виноградова Елена Брониславовна, учитель-дефектолог. Требования к среде развития – важный компонент.

Консультация «Роль театрально-танцевального костюма в формировании социально-нравственных качеств личности дошкольника» Программное обеспечение: 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Гербовой В. В., Комаровой.

Деловая игра для педагогов «Развитие речи в детском саду»Деловая игра для педагогов «Развитие речи в детском саду» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста через активные методы обучения.

Деловая игра: «Развитие речи детей в детском саду» Деловая игра: «Развитие речи детей в детском саду» Организация деловой игры: Воспитатели делятся на равные 4 команды /с помощью жетонов/.

Консультация для родителей «Развитие активной речи детей» Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у.

НОД во второй младшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Повар в детском саду» Цель: развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру. Задачи: 1. Дать представление о профессии повара, предметах необходимых.

Развитие речи посредством пальчиковых игр. Кружковая работа в детском саду Введение Первые семь лет жизни ребенка, очень важных период, именно тогда идет очень стремительно и бурно развитие. В большей мере совершенствуется.

Роль мини-музеев для социально-нравственного развития детей в детском саду Сегодня задачи социально-нравственного развития, формирования духовной культуры человека, его познавательных потребностей становится не.

Социальное развитие в детском саду «Как мы выражаем свои чувства» Цель: Учить распознавать эмоциональные сознания (настроение) по мимике: радость, гнев, удивление. Развивать умение чувствовать настроение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-активной личности в детском саду
Опубликовано: 29 сентября 2015 в 18:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД