Ольга Дерябина
Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Общение представляет собой «процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга». Так, протекание общения не ограничивается обменом мыслей. Речевое поведение является сложной системой отношений между людьми, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, от умения ставить задачи, выстраивать и реализовывать коммуникационную программу в зависимости от ситуации и реакции на сообщение со стороны партнера. Используя адекватные языковые средства, невербальные средства общения, формы речевого этикета, дошкольников необходимо учить вступать в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, учить их внимательно слушать и воспринимать слова собеседника, видеть и понимать его эмоциональное состояние.
Публикация «Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Особенно важно развивать коммуникативные умения и навыки у детей с ОНР, испытывающих трудности при взаимодействии с другими людьми. ОНР – одна из наиболее сложных форм речевой патологии с преимущественным нарушением коммуникативной функции речи. Это позволяет говорить о специфике, а порой и невозможности построения свободного речевого общения между коммуникантами.
Как правило, по мере взросления у детей с ОНР коммуникативный процесс изменяется в ряде звеньев:
эмоциональном (беспокойство, тревожность, логофобия);
когнитивном (понимание и оценка коммуникативной ситуации, представление о себе, формирование образа другого человека);
поведенческом (сопутствующие движения, увеличение объема сложных для общения ситуаций, сужение круга контактов).
Следовательно, у детей с ОНР общение постепенно утрачивает функцию взаимодействия. Их дефект «реализуется как социальная ненормальность поведения», изменяет «социальную установку в среде».