Зинаида Иванова
Развитие спортивной одарённости детей старшего дошкольного возраста через применение элементов социо-игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Государственная программа Белгородской области «Развитие физической культуры и спорта Белгородской области» нацелила дошкольные образовательные организации на создание благоприятных условий для физического развития детей и развитие их спортивных способностей.
Публикация «Развитие спортивной одарённости детей старшего дошкольного возраста через применение элементов социо-игровой технологии» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в течение дня рассчитана на всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья каждого ребенка. Однако спортивно одаренные дошкольники нуждались в дополнительном и целенаправленном внимании. С этой целью в нашем детском саду «Почемучка» на базе старших групп создана спортивная секция «Путь к успеху», решающая следующие задачи:
- развитие индивидуальных способностей и задатков детей;
- совершенствование системы, развития и сопровождения одарённых детей;
- выбор оптимальных форм и методов работы;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в олимпиадах, соревнованиях.
В основу авторской системы тренировочно - игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста легла социо-игровая технология, позволяющая не только мотивированно развивать физические способности дошкольников, но и активно формировать социально адекватную личность.
Треннировочно – игровые занятия разрабатывались комплексно и поступательно, каждое занятие выстраивалось с последующим усложнением индивидуально для каждого ребенка. Тренировачная деятельность секции выстраивалась поэтапно.
На первом этапе реализовывался комплекс упражнений с применением социо-игровой технологии : занятие выстраивалось поступательно: для создания рабочего настроя проводились игры сплачивающие членов секции, а затем вводились игры для приобщения к делу, содержащие элементы игры в футбол, баскетбол. И только после вышеперечисленной подготовки педагоги погружали дошкольников в тренировочный процесс.
По содержанию и методике проведения тренировочно-игровые занятия отличаются от традиционных тем, что для решения образовательных, оздоровительных, развивающих и воспитательных задач подбирались подвижные игры соответствующего содержания. Игра являлась и формой организации и методом проведения физкультурного занятия с одарёнными детьми. В содержании тренировочно - игровых занятий включены подвижные игры общеразвивающего характера, направленные на формирование основных движений и комплексное развитие двигательных способностей. Каждое разучиваемое в игровой форме движение базировалось на предыдущем двигательном опыте ребенка.
На втором этапе для создания условий для самостоятельного приобретения детьми двигательного опыта, дошкольники озадачивались необходимостью познания, новизной действий посредством включения в занятия специальных игр на развитие двигательного творчества и психических процессов. Для разминки применялись упражнения : «Передай мяч по кругу», «Попади в цель на полу», на развитие быстроты «Я брошу –ты лови». Проявлению творческого самоутверждения способствовали упражнения в парах для развитие ловкости, с чередованием задания : один отбивает мяч, другой подбрасывает. Чередование тренировочно - игровых занятий на суше и в воде, позволило детям раскрыть ещё больше свой потенциал. В воде они отрабатывали свои навыки в скольжении на груди и спине, «Стрела», развивали смелость и выносливость в доставании предметов со дна, «Кладоискатели», отрабатывали технику работы ног «кролем», «Мотор».
Проявлению лидерства и активному действию в микрогруппах способствовали совместные мероприятия с родителями «Дружим с спортом всей семьёй», «Мы с водой теперь дружны», на которых дети стремились быть быстрей, сильней, выносливей, и это было очевидно. Дети показали стойкий интерес к занятиям не только свои физические качества: ловкость, прыгучесть, но и выносливость. Использование социо-игровых упражнений на суше и в воде способствовало повышению интереса детей к занятиям в секции.
На третьем этапе педагогами добавили вольные игры (игры на воле, позволяющие дошкольникам самостоятельно организовать игровую деятельность: распределять роли, устанавливать игровые правила, осуществлять самоконтроль в микрогруппах. Непременным условием вмешательства педагогов на рекомендательном уровне являлось регулирование и выполнение правил социо-игровой технологии : постоянная смена лидерства, смена темпа и ритма с помощью песочных часов. При проведении игровых заданий в микрогруппах постоянно менялись лидеры, педагоги особенно обращали внимание на малоактивных дошкольников, создавая ситуации успеха для таких детей. Планируемые в одном занятии упражнения чередовались по своему виду и своей активности, чтобы не создавать физическое и эмоциональное напряжение у дошкольников. Например, при организации круговой тренировки дети выполняли последовательно бег «змейкой» между предметами, подлезание под дугой боком, метание в цель, упражнение в равновесии – хождение по гимнастической скамейке. Вольные игры предлагалось организовать кому-то из детей, затем лидер обязательно менялся. При этом педагог определяла время проведения той или иной игры по песочным или механическим часам.
Таким образом, ввседение социо-игровой технологии способствовало формированию волевых качеств личности будущего чемпиона и готовности действовать в команде, владея способностью как выступать в роли лидера, так и в роли рядового исполнителя.
Пройдя все три этапа тренировочно-игровых занятий члены секции систематически отрабатывали свои навыки выступая на различных мероприятиях в рамках партнёрского взаимодействия между соседним детским садом, на муниципальных соревнованиях: Спартакиаде и Олимпиаде по плаванию среди ДОУ города. С увлечением тренировались дошкольники к городским соревнованиям по аэробике. Результаты секции «Путь к успеху» дал положительный результат в беге на 30 метров, 3 место, в плавании 1 место. ДОУ вошло в десятку лучших садов города по спортивной готовности детей.
Талантливых и способных воспитанников на городских соревнованиях замечали спортивные тренеры городских спортивных секций, всех старших дошкольников приглашали посетить мастер-классы по легкой атлетике, баскетболу, футболу и другим видам спорта. Проведение Спартакиад способствовало улучшению физической подготовки воспитанников, что позволило установить новые рекорды.
Немало в старших группах родителей, занимающихся спортом и готовых помощь дошкольникам в выборе спортивной секции. Для этого педагоги провели в детском саду свой мастер-класс «Дружим с спортом всей семьей», на котором папы спортсмены рассказывали и показывали презентации о выбранном им и его ребенком виде спорта. Так дети узнали о секциях дзюдо, каратэ, футболе и баскетболе. Девочкам больше понравилось выступление мам о легкой атлетике и фигурном катании. В конце мастер-класса инструктора по физической культуре организовали веселые спортивные соревнования между командами родителей и детей.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в системе образования // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. с. 7–108.
2. Букатов В. М. Шишел-мышел, взял да вышел: настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада/ В. М. Букатов. М. ,- «НИИ школьных технологий», 2008. – 144с.
3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. [Текст] / Д. Б. Богоявленская //Теоретические и прикладные исследования - М., 2003. 95 с.
4. Волошина Л. Н. Игры с элементами спорта для детей 5-6 лет : программа «Играйте на здоровье» и ее технология применения в ДОУ : учеб. -метод. пособие [Текст] / Л. Н. Волошина, Т. Н. Курилова., 2004, 162 с.