Лучший педагог года

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Салтанат Шаймерденова
Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей,так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

Публикация «Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования» размещена в разделах

ЦЕЛЬ :формировать умение использовать метод наглядного моделирования во время рассказывания; развивать навыки связной речи дошкольников.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

2. Расширять словарный запас.

3. Развивать диалогическую и связную речь.

4. Развивать творческую речь (сочинение сказок, историй,стихов, придумывание загадок).

5. Воспитывать уверенность в себе.

Предполагаемый результат: улучшение качества речи, расширение словаря, развитие уверенности в себе.

Действия и мероприятия,проводимые в процессе работы над темой.

чтение сказки;

драматизация; настольный театр;

пересказ сказки,рассказа;

рассказ по сюжетной картинке;

сравнительное описание предмета;

работа с моделями;

ТРИ ВИДА МОДЕЛИРОВАНИЯ.

1. Сериационный (повторение сказки, драматизация,предлагаются условные заместители персонажей—круги,квадраты,прямоугольники).

2. Двигательный (более сложный вид; инсценирование сказки, подражание движениям,интонации, мимике).

3. Временно-пространственный. (ст. и подгот. гр.) Ещё более сложный вид. Если раньше было важно,чтобы дети «схватили» тот внешний признак,который выделялся как основной (цвет, размер, то основание,которое является для них отправной точкой для общения,чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Дальше предлагается более сложный признак—не наглядный, а связанный с характером персонажа. Если это добрый персонаж—то он может замещаться светлыми цветами – голубым,розовым,белым,а если—злой,то чёрным. Так постепенно дети знакомятся с «символической «культурой отражённой в сказках

ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

-предметные картинки

-силуэтные изображения

- геометрические фигуры.

Дети рисуют сказку, делят её на эпизоды.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ХАВРОШЕЧКА».

1-расположить на магнитной доске фигурки—заместители персонажей;

2-решить,какая фигура кого будет изображать и почему.

3- разбить сказку на несколько эпизодов. Каждый из них направлен на продолжение сказки.

4- попросить рассказать об эпизоде в 3-й рамочке, 5-й и т. д.

Модель не давала детям забыть последовательность сказки.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.

Диалогическая речь является наиболее простым видом связной речи. Он представляет собой самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Главная особенность диалога состоит в том, что каждый из его участников то говорит сам, то слушает своего собеседника. При этом само содержание диалога определяется не только первоначальным замыслом каждого его участников, но и характером реплик обоих собеседников. Благодаря таким репликам направление диалога, его содержание, могут существенно изменяться и отклоняться от первоначального замысла.

Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.

Особенности диалогической речи старших дошкольников выявила Н. Ф. Виноградова. К ним относятся:

- неумение правильно строить предложение;

- неумение слушать собеседника;

- неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

- неумение давать реплики;

- частое отвлечение от поставленного вопроса;

- не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Процесс обучения должен быть для них интересным, занимательным, развивающим.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность.

МНЕМОТЕХНИКА – эффективный метод развития диалогической речи детей старшего возраста.

Словесные игры для развития диалогической речи.

1. Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т. д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. "Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол".

2. Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку) : В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? (При обследовании некоторые дети ответили «Из досок».)

Взрослый: Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети: Деревянный.

Взрослый: Стакан из стекла?

Дети: Стеклянный.

Взрослый: Ключи из стали? Дети: Стальные и т. д.

3. Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый: Что делает врач?

Дети: Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д.

3. Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый: Что делает врач?

Дети: Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д.

4. Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. (Ребенок исправляет ошибки.)

5. Придумай предложение.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый: «Солнце греет».

Ребенок: «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

6. Скажи наоборот.

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама: Я вижу высокий дом.

Ребенок: Я вижу низкий дом.

Мама: У меня острый нож.

Ребенок: У меня тупой нож.

ВЫВОД. Чем раньше мы будем учить рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности к школьному обучениюЛитература.

1. Программа требования к развитию связной речи---От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2014.

2. Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования. —Смышлеева Т. И.

3. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. —Нищеева Н. В. «Детство» Пресс,2009.

4. О чём рассказывают сказки. Венгер Л. А, Венгер А. Л. -М.»Просвещение»,1975.

Воспитатель: ШАЙМЕРДЕНОВА С. Г

Июнь,2016 г.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

Картотека игр на развитие связной речи дошкольников .

Развитие связной речи дошкольников . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе игр-драматизаций Овладение диалогической речью является необходимым условием полноценного и всестороннего развития ребенка. Изучению данной проблемы посвящены.

Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование В дошкольном возрасте очень важным является развитие речи ребёнка. Это является важным условием умственного воспитания дошкольника. В своей.

Развитие связной речи дошкольников в изодеятельности. Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Речь.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие связной речи дошкольников» Конспект родительского собрания в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников» Цель: раскрытие значения.

Развитие связной речи у дошкольников Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Существует два типа связной.

Влияние метода наглядного моделирования на развитие монологической речи детей дошкольного возраста. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 19:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД