МААМ-картинки

Развитие связной речи

Анна Крижевская
Развитие связной речи

В соответствии с ФГОС ДО одной из необходимых характеристик обучения является его дифференциация: учет психофизиологических, индивидуальных, гендерных особенностей детей. Современные исследователи утверждают, что мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает по-разному. А это значит, что и развитие речи у мальчиков и девочек идет разными способами. Об этом читайте в материале.

Публикация «Развитие связной речи» размещена в разделах

Мониторинг развития связной речи старших дошкольников позволил сделать выводы: связная речь лучше развита у девочек, предложения у девочек более распространенные, рассказ более связный; мальчики лучше структурируют рассказ, но их рассказы немногословны, они используют простые предложения, мало используют прилагательные.

Проанализировав особенности развития связной речи мальчиков и девочек, выработали общие рекомендации для организации занятий по развитию связной речи.

1. Все занятия можно разделить на фронтальные и подгрупповые (специально для девочек и специально для мальчиков).

2. На фронтальных занятиях мы поддерживаем «сильные» стороны речевого развития : девочки лучше запоминают, поэтому они первые рассказывают рассказ. Мальчики получают возможность послушать еще раз, и потом рассказывают они.

3. На подгрупповых занятиях мы развиваем «слабые» стороны: у мальчиков плохо развит словарь прилагательных, поэтому направляем работу на обогащение и активизацию словаря прилагательных. У девочек развиваем глагольный словарь.

4. Девочки хуже структурируют, поэтому с ними отдельный упор на структуру рассказа.

5. Мальчики используют в основном простые предложения, поэтому с ними работаем над распространением и усложнением предложений.

6. Мальчики лучше решают задачи поискового характера, поэтому такие задания они будут получать на фронтальном занятии, а на подгрупповом будут работать над алгоритмами, а девочки — наоборот.

7. У мальчиков хуже исполнительская сторона речи, поэтому на подгрупповых занятиях целесообразно работать над данным компонентом речи.

Детективное агентство «Находка» (занятие для мальчиков)

Тема: «Звук [в]. Буква „В“».

Цель: знакомство со звуком и буквой «В».

Задачи:

Образовательные:

Знакомство со звуком «в» и буквой «В». Уточнить правильный артикуляционный уклад, закрепить правильное произношение звука в словах.

Активизация и расширение словарного запаса по теме «Части тела» и «Профессии».

Развивающие :

Развитие связной речи с помощью составления коллективного описательного рассказа.

Развитие логического мышления.

Развитие мелкой моторики.

Развитие диалогической речи, умения слушать партнера, работать в группе.

Воспитательные:

Воспитывать стремление помогать другим людям.

Учет гендерных особенностей: использована тема, которая более интересна мальчикам; ведется работа над словарем прилагательных, который у мальчиков плохо развит; перед мальчиками стоят задачи поискового характера (это им ближе).

Оборудование: ноутбук с записью просьбы учительницы; кейс с материалами и заданиями: перчатки, картинки с пропущенными буквами, ручки, детали фоторобота; диктофон.

Ход занятия

Ребята, я вас приглашаю сесть за столы куда хотите.

Я — детектив агентства «Находка». Наше агентство занимается поисками пропавших вещей. Мы уже работаем целый год, и за это время было найдено четыре собаки, пять кошек, три машинки и восемь носовых платков. Но сегодня я собрала вас не просто так, а на секретное совещание. Дело в том, что ко мне обратились с тако-о-ой просьбой, что я поняла: одной мне не справиться. Поэтому мне понадобятся помощники. Вы знаете, кто такие детективы? (Это люди, которые ведут расследование.) Готовы ли вы стать детективами? Кстати, если из вас кто-то боится опасностей, может вернуться в группу.

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами расследуем дело учительницы 1-го класса. Я получила видеописьмо. Внимание на экран.

«Здравствуйте, уважаемый детектив. У меня большое горе. Кто-то похитил у меня из букваря букву [неопределенный звук]. Более того, я не только теперь не могу писать и читать эту букву. Я не могу ее и произносить. Найдите, пожалуйста, кто бы это мог быть, и верните мне букву и звук. На месте похищения я собрала улики и высылаю их вам».

Что мы узнали из письма? (Дети отвечают.) А вы поняли, какую букву и звук похитили? Почему же мы не поняли? (Потому что она не может ее произносить.)

Ну что ж, приступим к расследованию. Что мы имеем? Совершено дерзкое похищение. Нам нужно найти звук, букву и похитителя. Помните, в письме учительница говорит об уликах. А что такое улики? Кто знает? (Это различные вещи, предметы, следы, которые оставил похититель на месте похищения.) Но я не получала никаких улик. (Раздается стук.)

Неизвестный. (Любой сотрудник детского сада передает чемоданчик.) Здравствуйте, вам просили передать. (Все агенты обследуют чемоданчик.)

Ух, ты! Вы знаете, как называется такой чемоданчик? Кейс. Повторите.

Но чемоданчик-то закрыт, нужен ключ. Я знаю, как открыть замок. Давайте попробуем размять руки, пальчики.

Игра на развитие мелкой моторики «Замок»

На дверях висит замок (стоя).

Кто его открыть бы смог? (Дети сцепляют и расцепляют пальцы.)

Потянули (одна рука тянет другую в сторону).

Покрутили (покрутить кистями рук).

Постучали (постучать сцепленными руками).

И открыли (руки развести в стороны).

Чемоданчик открывается, там лежат перчатки, картинки с пропущенными буквами, детали фоторобота.

Теперь будем действовать. С уликами нужно действовать осторожно, поэтому наденем перчатки.

Задание 1

Логопед достает картинки. Все они подписаны, но пропущена буква В. Логопед читает («арона»).

Вглядитесь внимательно. В чем дело, что не так? Какого звука не хватает в словах? [в]. Ну, кажется, звук мы нашли. Но вы помните, что наша учительница забыла, как его произносить. Давайте мы с вами выясним, что делают губы и зубы, когда мы произносим звук [в] (верхние зубы стоят на нижней губе). А какой это звук, гласный или согласный? Можем мы его петь? (Дети выясняют, что звук [в] — согласный.)

Давайте теперь назовем эти картинки так, чтобы хорошо было слышно звук [в]. А я включу диктофон, и потом мы прослушаем нашу запись. (Дети называют слова, выделяя звук. Слова записываются на диктофон, затем прослушиваются.)

Задание 2

Звук мы нашли, а теперь нужно найти букву. Кто из вас знает, как выглядит буква В? (Ребенок пишет на доске.) Из каких элементов она состоит? (Палочка и два полукруга.) А теперь возьмите свои карточки с пропущенными буквами и в них напишите букву.

Задание 3. Составление описательного рассказа

Ну что ж, звук и букву мы с вами обнаружили. Осталось ответить на самый главный вопрос: кто же это сделал? Кто же похитил звук и букву? Для этого нам нужно составить фоторобот. Вы знаете, что такое фоторобот? (Это портрет человека, составляемый по описанию.) Где же нам взять описание? Давайте снова заглянем в чемоданчик. О, тут есть элементы для составления фоторобота. (Набор полосок с изображением глаз, носа, рта, прически.) Мы должны из имеющихся элементов составить портрет похитителя. (Дети составляют фоторобот и описательный рассказ. Педагог помогает описывать различные части лица: изогнутые брови, сердитые глаза, озорные глаза, нос крючком, вздернутый нос, поджатые губы, пухлые губы и т. д.)

«Похититель буквы В — мужчина. У него рыжие кудрявые волосы. Зеленые глаза, тонкие губы, нос с горбинкой, кустистые брови». А теперь мы с вами должны отправить письмо учительнице с описанием похитителя. (Садимся за компьютер. Дети диктуют, педагог записывает.)

«Здравствуйте, уважаемая учительница, мы нашли похитителя вашей буквы и звука. Для того чтобы произнести потерянный звук, нужно верхние зубы поставить на нижнюю губу и подключить голос. Получится звук [в]. А буква „В“ пишется так: одна палочка и два полукруга. А теперь мы опишем похитителя». (Педагог записывает описание, которое дают дети.)

Как вы думаете, зачем нашему похитителю буква? (Версии детей.) Я думаю, что он просто не умеет читать, ему стыдно в этом признаться, и он решил похищать буквы. Я думаю, что нам обязательно нужно найти этого человека и помочь ему научиться читать.

Ну что, уважаемые коллеги, я считаю дело закрытым, разрешите пожать вам руки и поблагодарить за прекрасную работу.

Публикации по теме:

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

Картотека игр на развитие связной речи дошкольников .

Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание» Цели: • Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; • Работать над лексическим значение.

Консультация «Развитие связной речи» Консультация «Развитие связной речи» Учить ребёнка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача входит, как составная.

Развитие связной речи дошкольников . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи дошкольников в изодеятельности. Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Развитие связной речи у детей дошкольного возрастаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста Уважаемые родители! Для успешного обучения Вашего ребенка в школе у него должны быть развиты следующие умения и навыки: 1. умение четко.

Развитие связной речи у дошкольников Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Существует два типа связной.

Автор публикации:
Развитие связной речи
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 19:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД