Развитие связной речи и мыслительных процессов в рамках лексических тем с использованием пиктографического письма

Татьяна Ионова
Развитие связной речи и мыслительных процессов в рамках лексических тем с использованием пиктографического письма

Развитие связной речи и мыслительных процессов в рамках лексических тем с использованием пиктографического письма

Работая в логопедической группе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, мы столкнулись со следующими проблемами

• -сложности запоминания текстов детьми с ОНР

• -отсутствие умения четко, последовательно излагать свои мысли

• -отставание в развитии мыслительных операций, вызывающие затруднения в овладении приемами анализа и синтеза, сравнением и обобщением у детей с ОНР

• -нарушение внимания, приводящего к трудностям выполнения задания на основе словесной инструкции

Исходя из этого мы поставили перед собой цель: Научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, формировать умение и запоминание информации через пиктограммы. При этом из цели вытекают следующие задачи:

• - Формирование общего представления об исследовательской деятельности

• -Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем мире

• - Формирование навыков запоминания информации через символы

• -Учить приемам пиктографического письма

• -Развивать умения выдвигать предположение, отбирать и выделять информацию, делать логические выводы и умозаключения.

• -Развивать тонкую моторику рук при графическом воспроизведении

Что же такое пиктограмма?

Пиктограмма – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, чаще всего, в схематическом виде.

Пиктографическое письмо - один из приемов, направленных на развитие наглядно-образного мышления: использование схем, символов, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает процесс и увеличивает объем запоминания

При этом должны соблюдаться следующие требования к пиктограмме

Картинка должна быть:

• -достаточно простой: не слишком схематичной, не слишком подробной

• -ассоциативной ребенку: в последствии должна напомнить ребенку выражение, к которому она была нарисована

• -индивидуальной и самостоятельной, то есть не может быть правильной или неправильной с точки зрения взрослого

Работая, мы использовали такие приемы как

• -кодирование образов (перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы)

• -запоминание посредствам наращивания информации (соединение образов)

• -пересказ информации с опорой на пиктограммы

(воспроизведение символов и образов)

Этапы работы

• Формирование у детей знаково-символических функций: геометрические фигуры, символические изображение предметов (силуэты, контуры, условные обозначения)

• - Формирование умения фиксировать, зарисовывать определенное изображение информации

• -Обучение воспроизведению текста целиком по памяти, с опорой на графическое изображение

• -Обучение самостоятельному воспроизведению текста без опоры на графическое изображение.

Практическая реализация метода пиктографического письма

Знакомство с новой лексической темой начинается с составления описательного рассказа об изучаемых предметах или явлениях

На этом этапе формируется

• отработка умения предполагать,

• отвечать на вопросы,

• записывать информацию с помощью знаков

• Описывать изучаемый предмет или объект

При этом дети могут узнать каков внешний вид, из каких частей состоит объект. Дети выдвигают предположения, где живет или находится объект, чем питается, чем покрыто, особенности изучаемого предмета.

Дальнейшая работа направлена на обогащение полученных знаний: сравнение различных предметов или явлений

На этом этапе

• Происходит развитие мыслительных процессов: анализ и синтез, сравнение, развивается логика, мышление, речь детей

При увеличении информации об изучаемом предмете или явлении у детей возникают вопросы, на которые сложно ответить сразу - возникает проблема исследования.

Мы стали использовать схему, разработанную психологом «Проблемы исследования»

Чтобы работу показать наглядно, мы выбрали две темы, которые заинтересовали детей и стали их предметом исследования: «Чем необычна птица «колибри»?» и «Как использовали почтовых голубей

В схеме подразумеваются разделы, в которых ребенок, может самостоятельно занести имеющуюся у него информацию, опираясь на которую выдвигает свои предположения.

В дальнейшей работе, ребенок ищет информацию для подтверждения своих предположений через книги, компьютер, вопросы к взрослым.

В группе ребенок получает знания от воспитателей и детей в свободной и специально организованной деятельности, и фиксирует их с помощью пиктограмм в отдельной графе.

В результате работы дети воспроизводят знания об исследуемом объекте, с опорой на свои «записи», а в дальнейшем и без них.

• Вот например рассказ ребенка в результате работы-исследования:

Сначала я предполагал, что письма можно отправлять друг другу, чтобы передать свое настроение или сообщить о болезни. Я думал, что узнаю информацию через компьютер или телевизор. Я спросил у мамы об этом. От нее я узнал, что голубей использовали во время войны. В группе я узнал, что голубей использовали в олимпиаде. Еще я узнал, что во Франции был поставлен памятник голубю. Теперь я знаю, что почтовых голубей использовали во время войны и во время олимпиады. Но мне интересно, как голубь знал куда ему лететь, чтобы доставить почту.

Таким образом, при исследовании проблемы, каждый ребенок получал не просто готовые знания, а был активен в поиске ответов на поставленные вопросы. Вместе с тем, использование пиктограмм способствовало прочному запоминанию детьми изучаемого материала.

Выводы: В результате работы дети стали более связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Мы заметили, что у детей развивается память, воображение, внимание. Дети стали увереннее рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Дети начали выдвигать свои предположения, высказывать суждения и умозаключения.

Таким образом, мы видим, что выдвинутая нами цель достигнута.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Осень
Автор публикации:
Развитие связной речи и мыслительных процессов в рамках лексических тем с использованием пиктографического письма
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 14:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому...
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и...
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,...
Фотоотчет «Гжельская роспись»
Что же такое гжель? Как объяснить детям чтоб стало понятно такое новое слово "Гжель". Набрав материала, наглядного пособия я выбрала самый простой способ...
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте»
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте....
«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога» Выступление на городском...
На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка педагогов к...