МААМ-картинки

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте (8 фото)

Макаренко Людмила
Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте

Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте

Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложнения деятельности ребёнка с окружающим миром. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, с содержанием, которое ребёнок отражает с помощью языка. Усложнение познавательной деятельности ребёнка требует всё более и более развёрнутой речи. Развитие интеллекта побуждает развитие таких функций речи, как рассуждение, констатация, объяснение, обдумывание плана действий. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает основными формами устной речи, присущей взрослому человеку.

Публикация «Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Ребёнок, поступающий в школу, должен:

• Правильно произносить все звуки родного языка;

• Различать и называть слова с определённым звуком;

• Уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);

• Делить слова на слоги;

• Составлять слова из слогов;

• Иметь представление о предложении;

• Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• Подбирать синонимы, антонимы;

• Использовать разные способы образования слова;

• Пересказывать знакомые сказки и рассказы;

• Составлять рассказы по картинке или серии картинок.

Фото №1 Развитие ребенка

Чтению художественной литературы обычно уделяется большое внимание в каждой семье, однако в дошкольном учреждении эти произведения используются для всемерного общего развития ребёнка. К каждому тексту подбираются вопросы и задания, которые способствуют активному восприятию произведений и целенаправленному общему развитию разных сторон психического развития и деятельности ребенка.

Фото №2 Материалы для педагогов Развитие связной речи ребёнка одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду

Для развития речи - словарного запаса, грамматического строя речи - используются задания, направленные на освоение значения лексики, образование новых форм слов, подбор синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, составлении предложений. Много заданий направляется на развитие внимания и сообразительности детей. Им предлагается анализировать рисунки, схемы, находить черты сходства и различия, выполнять задания по аналогии, устанавливать определённые закономерности в прошедших изменениях, самим действовать по образцу или по словесной инструкции взрослого. Даются задания, развивающие творческое воображение, зрительную и слуховую память. Полезны также графические задания и упражнения для укрепления мелких мышц руки в качестве подготовки к письму и др.

Фото №3 Формирование связной речи изменение её функций является следствием усложнения деятельности ребёнка с окружающим миром

Важным является то, что на занятиях по ознакомлению с художественной литературой осуществляется комплексный подход в подборе литературного и развивающего материала.

Фото №4 Функции речи складываются параллельно с

Задача воспитателя - заинтересовать ребёнка занятиями, создать атмосферу сотрудничества. Важно эмоционально, выразительно читать произведение, перечитывать его повторно, если видно, что дети недостаточно его усваивают или затрудняются при ответах на вопросы по тексту; терпеливо и доброжелательно поддерживать детей при выполнении заданий; помнить, что ребёнок легко отвлекается, но не стоит форсировать его работу. Нужно громко радоваться успеху ребёнка, поощрять его, а положительный фон настроения на занятии, эмоциональное общение с воспитателем сами по себе являются мощным фактором развития дошкольника.

Фото №5 Речевое развитие детей развитием мышления с содержанием которое ребёнок отражает с помощью языка

В старшей и подготовительной к школе группе, в связи с тем, что возрастает активность детей, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Меняется и роль воспитателя - он уже не принимает активного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости. Очень важно учить детей видеть то, что изображено на картине, учить воображать предшествующие и последующие события, учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы картины.

Фото №6 Усложнение познавательной деятельности ребёнка требует всё более и более развёрнутой речи

Развитие речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Можно дать детям упражнения на классификацию, отведя специальное место для картинок, изображающих транспорт, здания, посуду, одежду и т. д. слова и выражения. Одну и ту же картину можно использовать несколько раз в течение года, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно их усложняя.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребёнок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображённые на картинке, третий – последующие события, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях дети учатся оценивать рассказы друг друга, подмечать удачные слова и выражения. На первых порах воспитатель организует такие занятия после знакомства с картиной, игрушкой. В дальнейшем детям предлагаются конкретные, близкие темы: «Как мы провели праздник», «Что нам понравилось на ёлке» и т. д. Воспитатель знакомит детей с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию. Затем дети начинают высказываться, воспитатель может записать рассказы детей и в конце занятия зачитать коллективный рассказ и предлагает детям нарисовать рисунки на эту тему. Если кто-то из детей захочет продолжить рассказ, надо отнестись к этому внимательно и поощрить его за то, что он смог так интересно дополнить коллективный рассказ. Коллективное рассказывание широко применяется в свободное о занятий время.

В старшем дошкольном возрасте расширяется кругозор, круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, поэтому и тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы.

Фото №7 Развитие интеллекта побуждает развитие таких функций речи как рассуждение констатация объяснение обдумывание плана действий

К рассказу из личного опыта относится коллективное составление письма заболевшему другу, Деду Морозу и т. д. Воспитатель записывает за детьми то, что они рассказывают о своей жизни в детском саду, и помогает изложить содержание последовательно и грамматически правильно. Одновременно у детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и содержанием и структурой. Составление писем, помимо развития связной речи, оказывает большое воспитательное действие, вызывая у ребёнка дружеское отношение к другим детям.

Итак, обучение рассказыванию ведётся с помощью приёмов опоры на реальные объекты, опоры на воспоминания, опоры на картины.

Процесс обучения монологу (повествованию, описанию, рассуждению) состоит в том, что воспитатель помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов) не отступать от темы, излагать события в логической последовательности; заботится об эмоциональной выразительности речи рассказчика, показывая ему соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей. На занятии по рассказыванию всегда целесообразно вспоминать уже известные детям стихи, рассказы, пословицы. Обучение рассказыванию воспитатель ведёт с помощью цепочек вопросов, т. е. плана.

Дети подготовительной группы должны владеть основными типами монологической речи : рассказом и пересказом. При пересказе ребёнок излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой (предложениями, их последовательностью). Выразительность речи – подражательная. Для рассказа ребёнок сам подбирает содержание и речевое оформление. В рассказе находят отражение опыт ребёнка, его эмоции. Выразительность рассказа естественная и непосредственная. Составляя рассказ, ребёнок опирается на свою память, пользуется творческим воображением. Известно, что дети 6-7 лет могут по аналогии с прослушанными сказками придумывать свои несложные сказки, где действующие лица наделяются фантастическими качествами. Дети постепенно овладевают структурой связного рассказа. Но содержание таких рассказов не всегда логично. У детей этого возраста ярко выражено желание придумать интересно. В творческих рассказах дети уже могут придумывать новые образы действующих лиц, их поступки.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. А для ребёнка это умение является также и средством познания, Поэтому обучение детей в детском саду, развитие речи ребёнка - это одна из самых главных задач педагогического процесса в саду.

Публикации по теме:

Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы Тема: «Весенний лес» Цель: - Формировать представление о состоянии природы весной;.

Презентация «Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Опыт работы: «Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Абдурашидова Х. И., воспитатель Известный.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Познавательное мероприятие в старшем дошкольном возрасте по правам ребёнка Познавательное мероприятие в старшем дошкольном возрасте по Правам ребёнка. Цель: Развивать у детей правовое сознание, развивать в детях.

Развитие математических способностей с использованием игровых технологий Лего конструктора в старшем дошкольном возрасте АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие математических способностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует.

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря,.

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи в старшем дошкольном возрасте «Живая шляпа» Технологическая карта ФИО участника: Сакова Юлия Александровна Образовательная область: речевое развитие (приоритетная область); интеграция:.

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности 2.1 План опытно-поисковой работы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 16:46
+251Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД