Славута Катерина
Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня проблема развития связной речи у дошкольников приобретает все большую актуальность. Обусловливает это тем, что развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности» размещена в разделах
- Модный показ, дефиле. Конкурсы костюмов, нарядов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли,зависит успех и эффективность процесса общения.
По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать «любое речевое высказывание, составные языковые компоненты которого (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное
по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [3, с. 462].
В поиске путей повышения эффективности работы необходимо остановиться на учете ведущей сенсорной модальности дошкольников. Актуальность этого выбора объясняется рядом проблем.
Во-первых, перцептивную основу речевой деятельности детей дошкольного возраста, овладения разными видами устной речи и формирования предпосылок для успешного усвоения навыков письма и чтения в начале школьного обучения составляет полимодальность восприятия.
Во-вторых, при исследовании психологических особенностей дошкольников обнаруживается не только функциональная незрелость отдельных видов восприятия, но
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095ВЕСТНИК дошкольного образования 7 ВЫПУСК № 9 (208) 2022
и слабость связей между ними, которая приводит к трудностям сопоставления информации разных модальностей, перекодирования из одной модальности в другую и т. д.
В-третьих, процесс образовательной деятельности, реализуемой в условиях дошкольной организации, предусматривает соблюдение принципа опоры на зрительную,
слуховую и тактильно-кинестетическую модальности восприятия.
П. А. Евсюткина утверждает о том, что модальность является формальным признаком восприятия, т. к. ведущая сенсорная система, или доминирующий анализатор,определяют вид восприятия, или его модальность. С одной стороны, модальность является формальным отличительным признаком: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное восприятие. С другой стороны, модальность перцепции является содержательным неформальным признаком, т. к. заключает в себе информационное содержание,т. е. модально-информационную характеристику восприятия. Общий смысл этого понятия связан с восприятием фрагментов реальной действительности, с сенсорноперцептивным опытом, который имеет знаковую форму, находит свое выражение в языке и речи и отражает качественные характеристики познавательных образов различного уровня и сложности. Существующий на основе сенсорных систем традиционный подход к классификации модальностей перцепции (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая модальности) является исходными для исследователей влияния чувственного восприятия на учебную деятельность [1].
Рассматривая виды модальности, отметим исследования И. Д. Сотниковой, в которых выделяются три группы детей с учетом ведущей модальности : кинестетики, аудиалы,визуалы.
Дети-кинестетики перерабатывают и хранят информацию, основываясь на ощущениях. Основным видом памяти является мышечная. Познание окружающей действительности происходит тактильным способом, т. е. через прикосновения и движения. Такой способ получения информации связан с сильно развитой моторикой, активностью крупной мускулатуры – плеч, рук, ног, стоп и т. п. В дошкольном возрасте предпочтениями кинестетиков являются активные игры, которые связаны с прыжками, лазаньем,
бегом. Для этих детей характерно успешное выполнение тестовых заданий, которые предполагают выбор верного варианта ответа, здесь дети опираются на свою интуицию.
Детям-аудиалам присуще хорошее восприятие и запоминание информации на слух, любовь к пению, рассказыванию стихотворений, задавание большого количества вопросов, правильная речь, раннее проявление интереса к чтению, охотное чтение вслух и легкое запоминание указаний взрослого, придумывание различных историй
и разыгрывание их в лицах. Аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Характерным для них является использование отдыха между занятиями, для того чтобы поговорить и пошуметь, особенно если на предыдущем занятии пришлось держать рот на замке.
Для детей-визуалов свойственна переработка и хранение информации в виде зрительных образов, картинок. Для них характерно акцентирование внимание на видимых
признаках знакомых объектов, быстрое схватывание и запоминание движения, цвета,формы и размера, любовь к рассматриванию картинок – иллюстраций к сказкам, по
сравнению с ее прослушиванием, интерес к игре в кубики, складывание пазлов, лепка,вырезание. Также дети обладают развитой зрительно-тактильной координацией,с легкостью выполняют задачи, которые требуют наличия развитых тонко-моторных
функций, взаимодействия глаз и рук.