Папки-передвижки

Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности

Славута Катерина
Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня проблема развития связной речи у дошкольников приобретает все большую актуальность. Обусловливает это тем, что развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный

Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности» размещена в разделах

процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли,зависит успех и эффективность процесса общения.

По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать «любое речевое высказывание, составные языковые компоненты которого (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное

по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [3, с. 462].

В поиске путей повышения эффективности работы необходимо остановиться на учете ведущей сенсорной модальности дошкольников. Актуальность этого выбора объясняется рядом проблем.

Во-первых, перцептивную основу речевой деятельности детей дошкольного возраста, овладения разными видами устной речи и формирования предпосылок для успешного усвоения навыков письма и чтения в начале школьного обучения составляет полимодальность восприятия.

Во-вторых, при исследовании психологических особенностей дошкольников обнаруживается не только функциональная незрелость отдельных видов восприятия, но

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095ВЕСТНИК дошкольного образования 7 ВЫПУСК № 9 (208) 2022

и слабость связей между ними, которая приводит к трудностям сопоставления информации разных модальностей, перекодирования из одной модальности в другую и т. д.

В-третьих, процесс образовательной деятельности, реализуемой в условиях дошкольной организации, предусматривает соблюдение принципа опоры на зрительную,

слуховую и тактильно-кинестетическую модальности восприятия.

П. А. Евсюткина утверждает о том, что модальность является формальным признаком восприятия, т. к. ведущая сенсорная система, или доминирующий анализатор,определяют вид восприятия, или его модальность. С одной стороны, модальность является формальным отличительным признаком: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное восприятие. С другой стороны, модальность перцепции является содержательным неформальным признаком, т. к. заключает в себе информационное содержание,т. е. модально-информационную характеристику восприятия. Общий смысл этого понятия связан с восприятием фрагментов реальной действительности, с сенсорноперцептивным опытом, который имеет знаковую форму, находит свое выражение в языке и речи и отражает качественные характеристики познавательных образов различного уровня и сложности. Существующий на основе сенсорных систем традиционный подход к классификации модальностей перцепции (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая модальности) является исходными для исследователей влияния чувственного восприятия на учебную деятельность [1].

Рассматривая виды модальности, отметим исследования И. Д. Сотниковой, в которых выделяются три группы детей с учетом ведущей модальности : кинестетики, аудиалы,визуалы.

Дети-кинестетики перерабатывают и хранят информацию, основываясь на ощущениях. Основным видом памяти является мышечная. Познание окружающей действительности происходит тактильным способом, т. е. через прикосновения и движения. Такой способ получения информации связан с сильно развитой моторикой, активностью крупной мускулатуры – плеч, рук, ног, стоп и т. п. В дошкольном возрасте предпочтениями кинестетиков являются активные игры, которые связаны с прыжками, лазаньем,

бегом. Для этих детей характерно успешное выполнение тестовых заданий, которые предполагают выбор верного варианта ответа, здесь дети опираются на свою интуицию.

Детям-аудиалам присуще хорошее восприятие и запоминание информации на слух, любовь к пению, рассказыванию стихотворений, задавание большого количества вопросов, правильная речь, раннее проявление интереса к чтению, охотное чтение вслух и легкое запоминание указаний взрослого, придумывание различных историй

и разыгрывание их в лицах. Аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Характерным для них является использование отдыха между занятиями, для того чтобы поговорить и пошуметь, особенно если на предыдущем занятии пришлось держать рот на замке.

Для детей-визуалов свойственна переработка и хранение информации в виде зрительных образов, картинок. Для них характерно акцентирование внимание на видимых

признаках знакомых объектов, быстрое схватывание и запоминание движения, цвета,формы и размера, любовь к рассматриванию картинок – иллюстраций к сказкам, по

сравнению с ее прослушиванием, интерес к игре в кубики, складывание пазлов, лепка,вырезание. Также дети обладают развитой зрительно-тактильной координацией,с легкостью выполняют задачи, которые требуют наличия развитых тонко-моторных

функций, взаимодействия глаз и рук.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности
Опубликовано: 28 августа 2022 в 17:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи старших дошкольников на основе учёта ведущей сенсорной модальности» (включая файлы) размещена пользователем Славута Катерина (УИ 2216260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД