Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью театрализованной деятельности

ИРИНА ЕЛОХИНА
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью театрализованной деятельности

Общие основы формирования связной речи детей с ОНР

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи.

При обучении детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание уделя-ется формированию связной монологической (описательной и повествова-тельной) речи.

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочи-нению по воображению.

В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рас-сказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективного и индивидуального опыта детей) и расска-зывание по воображению, или творческое рассказывание.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

· Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой ком-муникации;

· Формирование навыков построения связных монологических высказыва-ний;

· Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных вы-сказываний;

· Целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основы-вается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике.Ведущими из них являются сле-дующие:

· Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период до-школьного детства;

· Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

· Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к фор-мированию устной связной речи детей.

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самосто-ятельности).

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи,являются:

· Коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

· Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

· Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства об-щения.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, про-водимые малогрупповым методом (5–6 чел.). Занятия проводятся 1–3 раза в неделю по 20–30 мин., в утренние часы.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнооб-разнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок прояв-ляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является – театрализованная игра.

1.2 «Значение игры в жизни дошкольников»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка до-школьного возраста.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л. С. Вы-готский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В иг-рах наиболее ярко проявляется личность ребенка.

В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как спо-соб освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д. В. Менджерицкой, игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.

Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытес-няется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.

Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обу-чением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героиче-ским подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, театрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на вос-питание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систе-матических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и ре-чи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.Ди-дактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и со-держанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, ру-ководствуясь определенными правилами.Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может ре-шить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, гра-мотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социализацию в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.).

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваютсядуховные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усво-ения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ре-бенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его позна-вательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Играя, дети учатся жить!

1.3 Классификация театрализованных игр

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составля-ющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л. С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, кук-лы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л. В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с по-мощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыг-рываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театра-лизациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, тене-вой, на фланелеграфе и др.)По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной те-матикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализован-ные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеян-ными литературными произведениями (на героическую, трудовую, истори-ческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изобра-жение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором полу-чает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной вырази-тельности сюжета.

1.4 Роль театрализованной игры при формировании связной речи

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту

возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано. Известно, что речь - это не только средство общения, но и орудие мышле-ния, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь-этополиморфная (многообразная) деятельность.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно,

связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание го-тового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и

эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, по-этому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашемо-бществе.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жиз-ни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника

виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспери-ментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспи-танию каждого ребенка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского

творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение со-циальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружаю-щим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать,

анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно свя-занному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над вырази-тельностью реплик персонажей, собственных высказываний

незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сто-рона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ре-бенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он

начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже по-полняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять пережи-вания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности Основные направления развития театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте состоят в постепенном переходе ребенка: - от игры по одному.

Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.

Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности».

Презентация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники» Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники Из истории… Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех.

Проект по речевому развитию «Развитие связной речи детей в процессе театрализованной деятельности» Пояснительная записка: Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является.

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи Занятия по пересказу Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Развитие связной речи у детей с ОНР Развитие связной речи у детей с ОНР Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее.

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности Основные направления развития театрализованной игры в старшем дошкольном возрасте состоят в постепенном переходе ребенка: - от игры по одному.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью театрализованной деятельности
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 19:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Мастер-класс к 8 Марта «Ваза с крокусами из атласных лент»
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс вазы с крокусами из атласных лент. Такой оригинальный подарок можно преподнести любимой маме, бабушке, сестренке на 8...
Мастер-класс по изготовлению масок для подвижных игр и театральной деятельности
Предлагаю идею для создания ярких, оригинальных, простых масок, буквально, на скорую руку! Нам понадобятся: - цветной картон; - карандаш; - линейка; -...
Детский мастер-класс «Тюльпан и подснежник в подарок маме на 8 Марта из пластилиновых...
Назначение мастер-класса: подарок на праздник, работа на выставку или конкурс, для украшения интерьера. Цель: смастерить из пластилиновых шариков...