Лучший педагог года

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы «В гостях у сказки».

Наталья Возко
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы «В гостях у сказки».

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы „В гостях у сказки“,» размещена в разделах

Формирование связной речи имеет важнейшее значение, это определяется ведущей ролью детей старшего дошкольного возраста.

В все чаще и чаще у детей наблюдаются те или иные отклонения в речевом развитии, особенно в развитии связной речи. Это объясняется тем, что в настоящее время растет количество детей рожденных с перинатальной патологией ЦНС, что влечет за собой проблемы в речевом развитии. Еще одним существенным фактором является невнимание родителей к развитию речи своего ребенка : дети не знают стихов, сказок, рассказов, не умеют правильно логически построить свое высказывание, прочтение книг родители заменяют просмотром мультфильмов.

В связи с изложенной проблемой мной было разработано пособие по развитию связной речи «В гостях у сказки», которое включает в себя перспективно-тематическое планирование и конспекты некоторых занятий.

Цель: Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие лексико-грамматического строя речи.

• Активизация и расширения словаря.

• Формирование самостоятельности высказываний, и их структурную оформленность.

Развитие навыка пересказа.

Развитие коммуникативных навыков.

• Приобщение детей к фольклору.

Развитие творческого потенциала детей.

Вся кружковая работа построена на основе сказок. Так как сказке присуща креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мышление. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Вообще, художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологический мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый вид восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой.

В нашем тематическом планировании в каждой сказке отражается лексическая тема, которая предусмотрена программой ДОУ.

На занятиях проводится работа по совершенствованию грамматического строя речи, развитие мелкой моторики и ВПФ, что дает базу для развития связной речи.

Занятие строится по принципу от простого к сложному. С начало дети учатся отвечать на вопросы, затем строить различные типы предложений, пересказывать сказку :

по вопросам;

по картинкам;

совместный пересказ;

отраженный пересказ;

пересказ по составленному плану;

пересказ с элементами драматизации.

Структура, содержание и форма предлагаемых занятий позволяют предположить, что уровень связной речи значительно повысится, так как многие методы и приемы работы по развитию связной речи были ранее нами использованы и показывали прекрасные результаты.

Пособие включает конспекты некоторых занятий, перспективно-тематическое планирование, в котором указана тема сказки, лексическая тема, предусмотренная для занятий по развитию речи в подготовительной группе, прописаны цели занятия, словарь и содержание работы.

Структура занятий:

1) Организационный момент – встреча гостя, от имени которого будет рассказана сказка.

2) Игры для развития лексико-грамматического строя.

3) Развитие мелкой моторики.

4) Прочтение сказки.

5) Беседа по сказке с использованием сюжетных картинок.

6) Пересказ сказки.

7) Инсценировка или игра-драмматизация.

8) Знакомство с пословицами.

9) Итог занятия – вывод, который логопед делает совместно с детьми.

Для оценки качества проводимой работы проводится диагностика в начале года и в конце. При обследовании развития связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему рассказ или сказку. Пересказы и коммуникативные умения анализируются по следующим показателям:

1. Понимание текста

2. Структурирование текста

3. Лексика

4. Грамматика

5. Плавность речи

6. Коммуникативные умения

Пособие адресовано логопедам, воспитателям коррекционных и образовательных групп. Пособие может быть использовано для кружковой работы и для организации дополнительных платных услуг.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы «В гостях у сказки».
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 17:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД