Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование мнемотаблиц и мнемосхем

Лаврухина Елена
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование мнемотаблиц и мнемосхем

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование мнемотаблиц и мнемосхем.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения.Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность - один из основных дидактических принципов коррекционной11педагогики.

К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего коррекционного процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники,как: мнемодорожка, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

На первых этапах обучения связной речи удобнее всего пользоваться мнемодорожкой, так как она несёт в себе обучающую информацию в небольшом количестве. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.

Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация, овладение приёмами работы с которой значительно сокращает время обучения детей связной речи. Они учатся составлять рассказы, загадки, сказки любой сложности, соблюдая тематичность, логичность и последовательность. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью,то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Коллаж - это лист картона, на который наноситься различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т. д. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты

Интересным приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки. К пиктограммам можно отнести и рисование книжки – раскладушки. Её могут рисовать сами дети методом “быстрого рисунка” по ходу рассказывания педагогом литературного произведения, загадки, стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Таким образом, можно сделать выводы, что используя приёмы мнемотехники,мы учим детей:

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование мнемотаблиц и мнемосхем
Опубликовано: 21 февраля 2020 в 23:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 апреля. День высшего пилотажа на МААМ

5 апреля отмечает свой день рождения основанная на подмосковной авиабазе в Кубинке группа высшего пилотажа «Русские витязи». Многие из нас видели их выступления не только по телевизору. С 1991 года, когда...

5 апреля. День скворечника на МААМ

Весной из далеких южных стран возвращаются на родину наши пернатые соседи, вестники весны — скворцы. Оказавшись дома, они приветствуют родные леса, луга и поля звонким пением, присматривают себе домик для...

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Травница»
Кукла Травница была одним из самых популярных оберегов у славян – защитницей здоровья и хорошего сна. В куклу помещали как один вид трав, так и сбор из...
Фотоотчёт интегрированной НОД по речевому развитию на тему: «Весна»
Доброе время суток, дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: "Весна". В...
Рецепт постных булочек «Розочки»
Рецепт булочек «Розочки». Заканчивается пятая неделя Великого поста. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. Вот я решила сделать...