Папки-передвижки

Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок

наталия апарникова
Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Первенствующее значение как фактор развития связной речи имеют русские народные сказки. Русские сказки раскрывают перед детьми выразительность русского языка, показывают, как богата наша речь юмором, живыми и образными выражениями. В народных сказках проявилась мощь языкового творчества русского народа.

Публикация «Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок» размещена в разделах

Связная речь имеет две формы: диалогическую и монологическую.

Главная особенность диалога - чередование речи одного собеседника с прослушиванием и последующей речью другого. В диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь и не нуждаются в пояснении мысли. Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Методы и приё мы обучения диалогу:

1. Разговор воспитателя с детьми в повседневном общении.

2. Беседа с детьми на выбранную тему.

3. Приём словесных поручений.

4. Разнообразные игры, которые содержат диалог.

Диалог для детей дошкольного возраста является первой школой овладения речью. Через диалог дети усваивают грамматику языка, его словарь, фонетику, получают полезную информацию. В русских народных сказках диалог используется очень широко. Иногда сказки целиком построены на диалоге,как например, сказка " Лиса и тетерев". Диалоги сказок - живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, льстивую речь лисы, грубую - волка.

Связное, логическое последовательное высказывание это монолог. Монолог выражает мысль одного человека и неизвестна слушателям. Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо и образно. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа, так как пересказ - более лёгкий вид монологической речи. Пересказ сказки играет большую роль в развитии ребёнка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи. Тексты сказок содержат образные описания, которые вызывают интерес у детей, формируют умения описывать героев и явления, совершенствуют все стороны речи. Сказки для пересказа должны иметь полноценное и доступное содержание, чёткую композицию, простой, но богатый язык и небольшой размер. Для облегчения процесса пересказа используются различные приё мы:

1. Мнемотехника (Схема, в которую заложена информация)

2. Пиктограммы (графическое изображение)

3. Наглядный материал

4. Схемы - рисунки (рисуют сами дети)

Наиболее сложным видом монологической речи является рассказывание. Подобные рассказы, сказки составляются на основе детского воображения. При обучении творческому рассказыванию, сочинению сказок можно использовать следующие приё мы:

1. Карты В. Я. Проппа (моделирование сюжета сказок)

2. Сказка с помощью серии картинок

3. Самостоятельное придумывание окончания сказки

4. Сказки, но по новому

5. Реальное начало - сказочное продолжение

6. Рассказ о конкретном персонаже

7. Инсценировка сказки

8. Рассказ знакомых сказок с помощью моделирования (схем, моделей, использование геометрических фигур разных по цвету)

9. Сравнительное описание предметов

10. Сказка по силуэтным изображениям

Итогами работы над сказкой могут быть рисунки детей к знакомым или своим сказкам, изготовление книжек - самоделок детьми самостоятельно или совместно с родителями.

Планомерное, систематическое использование русских народных сказок в работе с детьми дошкольного возраста является эффективным средством развития связной речи.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Русские народные сказки — основа нравственно-патриотеческого и словесного воспитания в ДОУ «Воспитание - самое святое из всех святых дел». Святитель Феофан Затворник Детское чтение традиционно начинается со сказок. «Что за прелесть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок
Опубликовано: 8 мая 2014 в 22:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок» (включая файлы) размещена пользователем наталия апарникова (УИ 58668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД