Приложение МААМ

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники

Наталия Савельева
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники

На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить с моим опытом работы по данной теме.

1слайд. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники» размещена в разделах

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми подготовительной группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

2 слайд. Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

• Несформированность грамматического строя речи.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

• Плохая дикция.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами;

• Недостаточный словарный запас;

В связи с этим, я поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

3 слайд. Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

4 слайд. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

5 слайд. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника включает в себя разнообразные мнемосхемы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В. П. - блоками-квадратами, Ефименко Л. Н. - схемой составления рассказа.

6 слайд. Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

7 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

Затем переходим к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

8 слайд. Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала - мнемотаблицы.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

9 слайд. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.

10 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для:

• обогащения словарного запаса, Данную таблицу можно использовать таким образом. Ребята представьте себе, что мы оказались с вами в лесу. В лесу мы увидели что? Деревья, кустарники. Давайте с вами назовем, какие деревья вы знаете. И таким образом можно использовать любые обобщающие понятия. Доступно и эффективно.

• при обучении составлению рассказов, давайте с вами составим рассказ по данной мнемотаблице. Восклицательный знак в конце таблице обозначает ваше отношение, в данном случае к зиме, т. е. восхищение, восклицание: Как хорошо зимой.

• при пересказах художественной литературы, суть в том, чтобы отобразить в таблице последовательность сюжета сказки или рассказа, чтобы ребенок при пересказе произведения не упускал основные моменты.

• при отгадывании и загадывании загадок, Детям очень нравится загадывать друг другу загадки с помощью изображений.

• при заучивании стихотворений.

весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым и эмоциональным. В подготовительной группе дети сами зарисовывают текст стихотворения в таблицу и уже с третьего раза, а некоторые и сразу рассказывают стихотворение наизусть.

11 слайд. Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и по другим обобщающим понятиям помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

12 слайд. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

13, 14, 15, 16, 17 слайд. Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них.

Д/и «Один, много, чего не стало», Д/и «Сосчитай», Мнемодорожка «Ошибки художника», Мнемотаблица «Полёт скворца», Мнемодорожка «Птицы».

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

18 слайд. Давайте с вами попробуем расшифровать мнемодорожки.

Данные мнемодорожки помогают детям правильно составлять предложения использую существительные, прилагательные и глаголы в определенной последовательности, а также закреплять знания о цвете.

Например: Знайке подарили голубую шляпу.

Тюбик подарил синею шляпу.

А эти мнемодорожки помогают детям образовывать словосочетания.

Например: У медведя шапка – медвежья шапка

У лисы шуба – лисья шуба.

Давайте с вами попробуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за последовательностью изображений в мнемотаблице :

«В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Видит сверху он поля, горы, реки и моря

Видит сверху шар земной

Шар земной наш дом родной».

Теперь попробуйте сами, с помощью мнемотаблицы рассказать стихотворение.

Вот так интересно, быстро и просто можно выучить с детьми любое стихотворение.

19 слайд. Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

20, 21 слайд. Результат моей деятельности по данной теме можно судить по проведенному мониторингу.

22 слайд. Сравнительная диагностика развития связной речи детей экспериментальной группы в период с 2009 г. по 2011 г. показала, что уровень развития речи повысился на 25 % по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники в работе с детьми повышает их уровень развития речи и показывает следующие результаты:

• у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

• расширяется круг знаний об окружающем мире;

• расширятся активный и пассивный словарный запас;

• появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

• и главное дети преодолевают робость, застенчивость и могут свободно держаться перед аудиторией.

23 слайд. И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 22:59
+155Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Савельева (УИ 290071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД