оксана климова
Развитие свободного общения ребенка со взрослыми и детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);
Публикация «Развитие свободного общения ребенка со взрослыми и детьми,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);
перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).
Человек - социальное существо, и это практически обязует его вступать в контакт с другими людьми, именно способы вступления в контакт, а также сам процесс контакта человека с другим человеком или группой людей и можно назвать общением.
Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. д.).
Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности – потребности в общении.
Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Понятие «Коммуникация» предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира,
- побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Коммуникативная деятельность предполагает:
1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
2. Освоение детьми разными видами деятельности.
3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.
Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей. Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира. Именно в предметной деятельности возникает
познавательная активность.
Задача педагога – помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.
Познавательно-речевое развитие детей побуждается у ребенка разнообразными мотивами, которые существуют на протяжении всего дошкольного детства.
С раннего возраста начинается общение ребенка со взрослым. Здесь общение - это источник радости маленького ребенка. Темы общения выдвигает сама жизнь и чуткое отношение к ребенку. Это могут быть яркие картинки, привлекательные игрушки, растительный и животный мир в процессе наблюдений. Красочность используемого материала вызывает у ребенка непосредственный интерес, непроизвольное внимание.
Ребенок через общение со взрослым постепенно усваивает значение знаков. Когда ребенок еще только начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка, ему еще недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между знаком и значением. Благодаря этому знак начинает выступать в основной своей функции – функции замещения.
Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понятно вне его соотношения с развитием других форм. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов, слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.
Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками.
Вопрос. Почему, общаясь со сверстником, даже непонятливым, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?
Ответ. Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Взрослый, по сравнению с детьми, - более понятный и чуткий партнер по общению
В целом можно отметить, что цели и содержание детского общения с возрастом претерпевают существенные изменения.
Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в игровую ситуацию. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
И в конце хотелось бы напомнить что, для организации общения дошкольников необходимо знать:
возрастные особенности общения детей
нормальный ход развития общения со сверстниками
психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.