МААМ-картинки

Развитие сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФОП ДО

лобунько
Развитие сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФОП ДО

Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра.

Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

Публикация «Развитие сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФОП ДО» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра занимает важное место в реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Она способствует развитию социальных, эмоциональных и когнитивных навыков.

Для развития сюжетно-ролевой игры в условиях внедрения ФОП ДО рекомендуется:

• Выделять достаточно времени в режиме дня для игр.

• Иметь разнообразные материалы, игрушки и предметы-заменители.

• Помогать взрослому развивать основные характеристики игровой деятельности детей, принимая на себя роль.

Для развития игры требуется достаточно времени в режиме дня, наличие разнообразных материалов, игрушек и предметов-заменителей, а главное- помощь взрослого, который на равных, принимая на себя роль, способствует развитию основных характеристик игровой деятельности детей. В условиях реализации ФОП ДО, обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, способствует физическому развитию.

Игра наряду с продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью является культурной практикой, необходимой для нормального развития детей дошкольного возраста. Несмотря на то, что феномен детской игры достаточно полно исследован в различных аспектах (философском, психологическом и педагогическом, проблема развития игровой деятельности у дошкольников не утрачивает своей остроты. Это подтверждает последний российский нормативный акт, регулирующий сферу дошкольного образования – Федеральная образовательная программа дошкольного образования. В весьма объемном тексте данного документа игре уделено совсем немного внимания. Прежде всего, авторы ФОП ДО не дают определения игры, ограничиваясь риторическим заявлением о ее важности: «Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным.»

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования определены также функции игры, среди которых: «обучающая, познавательная, развивающая, воспитательная, социокультурная, коммуникативная, эмоциогенная и др.».

Развивающие и воспитательные возможности игры для детей дошкольного возраста очевидны. B игре происходит становление всех сторон личности ребенка, происходят значимые изменения в психике, подготавливающие переход к новой стадии развития.

Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо. Это средство интеллектуального развития ребенка. Знания, представления, умения, навыки, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх. Это способ развития детского воображения и творческих способностей, радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре. Это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: дети подражают взрослым, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях, это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.

В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию, это работа ребенка над самим собой. Это, не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.

Это действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид не продуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Исследования отечественных и зарубежных ученых, философов, социологов, историков культуры и др. отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Основные особенности сюжетно – ролевой игры :

• соблюдение правил (правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя);

• социальный мотив игр (игра – возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений);

• в сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие ребёнка

• в ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника;

• в сюжетно - ролевой игре развивается воображение и творчество;

развитие речи ребёнка.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают и развивают в ребенке : милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность, словом, все, что составляет богатство человеческой личности.

Главной особенностью сюжетно-ролевой игры считается наличие в ней воображаемой ситуации, которая в свою очередь складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (написать примеры).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр в современном мире.

Основным средством развития сюжетно-ролевой игры является игра воспитателя с детьми и организация игровой предметно-пространственной среды.

Для наблюдения мы выбрали сюжетно – ролевую игру «Кафе», т. к. мы думаем, что именно эта игра наиболее широко раскрывает (затрагивает) принципы ФОП: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В нашей группе мы сконцентрировали свое внимание на комбинировании в сюжете игры разнообразных событий. Условная реконструкция события сменяется условностью самой последовательности событий, прихотливостью их комбинирования, сцепления в сюжете, то есть начинает работать воображение в истинном смысле этого слова.

Наша задача на данному этапе заключалась в активизации и подпитке детского воображения путем предложения различных «поворотов» сюжета в игре, основной задачей было не только показать детям различные формы представления события (ролевую, функциональную и пространственную проекцию, но и то что воспитатель должен показать детям способы связывания событий в единый сюжет. Очередное событие в игре с детьми придумывали по принципу «А вдруг…», «А что если…» Самым простым и наглядным примером является объединение в одном сюжете игры реального и вымышленного контекстов.

Так же мы использовали не только игрушки, а еще словесные комментарии. Для этого достаточно вглядеться в игру детей, и в нужный момент предложить: Вставить примеры

При планировании работы по развитию игровой деятельности мы фиксировали особенности взаимодействия детей друг с другом, обращали особое внимание как стабильные в течение длительного времени игровые группы, так и на детей, которые не включаются на сколько-нибудь длительное времени в игровые объединения. На основании осуществленных наблюдений планировали работу по разрушению игровых стереотипов одних детей, и сосредоточению на своей игре других.

Небольшие группы, число детей в которых постоянно меняются делает особенно важными требования к организации предметно-пространственной среды, его полифункциональности и трансформируемости. Детям является важным «застолбить» то игровое пространство, где они в данный момент играют. Это избавляет от лишних ссор между детьми.

Выполнив предварительную работу по: оптимизации игровой среды; определению уровня игры детей, их игровых интересов и предпочтений; определению групповую динамики (ядерные объединения со стереотипными «круговыми сюжетами», детей, скользящих по поверхности чужой игры, мы приступили к планированию по развитию игровой деятельности.

Как и младшей и средней группах, работа воспитателя по развитию игровой деятельности включает два блока: инициирование игры и подключение к игре, уже начатой детьми. Удельный вес обоих подходов меняется в сторону последнего.

Подключение к игре детей планировали ежедневно, стараясь охватить как детей, играющих в одиночку и не способных найти себе игровых партнеров в силу недостаточных игровых умений или застенчивости, так и группы, «застрявшие» на круговых сюжетах.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Публикации по теме:

Центр сюжетно-ролевой игрыЦентр сюжетно-ролевой игры Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Атрибуты для сюжетно-ролевой игрыАтрибуты для сюжетно-ролевой игры Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, в двух словах, как мы разнообразим детскую сюжетно- ролевую игру. Посмотрите какие "теблеточки".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФОП ДО
Опубликовано: 29 апреля 2025 в 04:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем лобунько (УИ 1680838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных