Наталия Ворушило
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изодеятельности. Комментированное рисование
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал, закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Поэтому считаю, что именно в детском саду формируется творческая личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изодеятельности, Комментированное рисование» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Изобразительная деятельность, эмоционально насыщенная, результативная, выполненная с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию творческих способностей.
Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Для этого мы и должны создать условия. Поэтому уже несколько лет наш детский сад использует в своей работе приоритетное направление по художественно – эстетическому воспитанию.
Наш сад работает по программе “От рождения до школы ”Н. Е. Веракса. Работая воспитателем детского сада, и одновременно с 2007 года веду изо. студию «Карандашик» по дополнительному образованию, где использую методики нетрадиционного и комментированного рисования с детьми старших групп. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе рисования.
Перед началом работы кружка нами была поставлена цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художествественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Нами были выделены слеующие задачи кружка:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования.
Развивающая : развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Новизна. Организуя работу кружка мною были изучены методические пособия и литература по обучению детей дошкольного возраста, теоретические основы художественно – эстетического воспитания, образования и развития детей, на основе которого по материалам можно сделать вывод, что специфика формирования эстетического отношения определяется в первую очередь способами восприятия мира ребенком и обуславливается особенностями его внутреннего мира такими, как: повышенная эмоциональная отзывчивость, острота видения, глубина художественных впечатлений, правдивость, искренность, содержательность, яркость, красочность воспринимаемых и создаваемых образов, стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.
Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования, но практика работы с детьми и полученное мною дополнительное образование по специальностям – «Логопедия», учитель – логопед, подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь правильную речь.
Исходя из этого, для организации кружковой работы с детьми, мной в 2009 г была подобрана методика комментированного рисования (автор - Н. В. Микляева, которая ставит задачи развития не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Н. П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования : традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д,).
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии, речи. Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами.
В процессе комментированного рисования, воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:
1. Использование приема транслирования информации,
2. Отбор тематического содержания,
3. Главный герой рисования – ребенок,
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
5. Педагог создает схематические изображения,
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу :
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2. Обеспечение главных условий общения,
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4. Использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут,
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
5. Словесные игры, игры – драматизации.
Итогом деятельности кружка является:
организация выставок;
оформление эстетической развивающей среды в группе;
создание в группе театрального, музыкального, национального и изобразительного уголков;
тесная связь и взаимодействие детского сада с семьей (выставки, родит собрания, консультации, совместные мероприятия с родителями).
Гибкая форма организации детской творчества позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, уровень овладения навыками рисования и речи.
Два раза в год с детьми проводится диагностика уровня художественно – эстетического развития детей, где мы можем видить результаты своей работы.
Работа в кружке по рисованию повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники, и расширили творческие возможности малышей.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к техникам рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Список используемой литературы
Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М. : Педагогика, 1972. – 264с.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гурович Л. М. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. //Нетрадиционные техники. – М. Творческий центр, 2006. – 187с.
Комаров Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М. : Просвещение, 1965. – 193с.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии : Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.