Получи документы

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку

Виктория Цаер
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад с №18 «Теремок»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку.

«Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»

Д. Родари.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку» размещена в разделах

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

Творческие способности - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Главное - это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Организуйте свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творчески помогают сказки. Для этой цели в группе устройте уголок сказки, откуда дети отправятся в страну сказок. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания. В «Уголке сказки» проводите игры-беседы с персонажами сказок.

Противоположные по своим нравственным качествам герои: лиса и заяц из сказки «Заюшкина избушка» - затрагивают проблемы группы, высказывают своё мнение, в соответствии со своим характером. Отрицательный персонаж поощряет плохие, несправедливые поступки, а положительный - добрые, справедливые дела и взаимоотношения. В результате таких игр-бесед дети научатся смотреть на себя как бы со стороны, оценивать правильно свои поступки.

Для развития мышления и воображения детям необходимо давать творческие задания.

Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».

Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Планируя вопросы для беседы о прочитанном, помогите ребёнку разобраться в образе, расскажите своё отношение к нему. Стройте вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом не применяйте никакого давления, оценки, старайтесь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.

Так, не дочитав сказку до конца, предложите другую развязку. Иногда прочитав сказку, дайте несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как маленькие дети часто просто запоминают правила поведения. А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы. Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

Следующий метод, для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера» : «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?».

В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.

Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов. Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам. Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам : «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. При подготовке к театрализации я использую с детьми игры на выражение эмоций, различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения.

Эти упражнения позволяют детям научиться, легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются :

1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;

2. Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его

творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.

В играх-драматизациях используйте сказки постепенно :

1. этап. Знакомьте детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).

2. этап. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

3. этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

4. этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, знакомьте детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, на фланелеграфе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы.

Таким образом, дети, знакомясь со сказками, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески : самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под руководством взрослых, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научатся видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие речи и творческих способностей у детей через технику «Друдлы» Техника -друдлы. Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. Но.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через образовательную область «Познавательное развитие» Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» В настоящее время нашему обществу необходим человек.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Сухомлинский В. А.) Дошкольный возраст – самый.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Сухомлинский В. А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой птицы!». «Чем раньше.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 15:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД