Бабаева Наталия Владимировна .
Развитие творческих способностей дошкольников посредством ИЗО-деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие о творческих способностях
Существует множество определений способностей. Так Б. М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Л. Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н. С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством ИЗО-деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л. А. Венгер).
К. С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:
1. Типологические свойства нервной системы, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий, от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т. п.
2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.
3. Индивидуальные особенности строения анализаторов. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия – обучения.
Для понимания способностей к изобразительной деятельности важно привести ряд положений теории способностей В. И. Шадрикова. Он рассматривает познавательные способности в структуре психики как основного свойства высокоорганизованной материи мозга. Это свойство, как известно, заключается в отражении объективно существующего мира и регуляции поведения человека в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Способности конкретизируют и дифференцируют это свойство на отдельные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности.
Психические функции отражения реализуются в виде познавательных психических процессов. Поэтому классификация способностей, полагает ученый, соответствует основным психическим процессам: способности ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим.
У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность, способность воображения, оригинальность, осмысленность и др. ; психомоторная способность по параметрам : скорость, сила, темп, ритм,
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако, они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности.
Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г. В. Лабунская, Н. П. Саккулина).
Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую – исполнительной (Л. А. Венгер, Н. П. Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т. е. способностей.
2. Развитие творческих способностей дошкольников посредством изо - деятельности
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
На пятом году жизни они любознательны, и их интересы выходят за рамки семьи и детского сада. Внимание детей можно привлечь к большому количеству признаков рассматриваемого предмета. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становиться ярче, полнее. Слова, которыми описывается предмет, запоминаются и постепенно входят в активный словарь дошкольника.
Изображая различные признаки предметов в рисунке, дошкольник получает эстетическую радость, рисунок становиться более ярким, красочным и интересным. Координация движений рук у дошкольника становиться лучше, точнее, движения свободнее. На основе умения изображать замкнутые линии они могут нарисовать (или попробовать нарисовать) предметы: грибы, цветы, игрушечного мишку, неваляшку и другие.
Тематические рисунки, в которым требуется изобразить два или более предмета, занимает больше место, чем в работе трехлетнего дошкольника. Рисуя по собственному замыслу, ребенок раскрывает свой собственный внутренний мир. Они изображают уже предметы довольно сложные по конструкции.
Но дошкольник по-прежнему рисует не так как видит, а так как представляет, его не связывает единая точка зрения на все, что вошло в рисунок. Часть предметов может быть изображена сбоку или спереди, другие кА бы видимы сверху. Предлагая изобразить предмет с разными дополнениями (домик зимой, праздничный домик, новогодняя елка и так далее, добавляя новые детали, меняя цвета дошкольник закрепляет и повторяет уже известные навыки.
У детей пяти лет интенсивно развивается память, внимание, наблюдательность, острый интерес, к тому что их окружает. Возрастают их возможности в изображении окружающего. В этом возрасте надо научить ребёнка располагать предметы согласно задуманному содержанию так чтобы изображение было не только понятным, но и выразительным. Совершенствуя навыки изображения предмета, дети получают возможность шире отражать явление окружающего его мира. Ребёнок уже может уверено держать карандаш, а не сжимать его всеми пальцами, как в начале обучения. Конечно надо следить за тем чтобы дошкольник заканчивал свои рисунки, даже если он рисует не на занятие. Умение владеть карандашом или кисточкой во многом способствует облегчению изучения ребёнка технике письма.
Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер.
Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения руки ребёнка достигают значительного развития. Не всегда движения целенаправленны, точны. Они развиваются в процессе деятельности, путём систематичного обучения и постоянных упражнений.
Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые требования к моторике дошкольника. Дошкольнику надо овладеть сложными и тонко дифференцированными навыками, связанными с употреблениями орудием и инструментов (карандаш, кисточка, ножницы и прочие) требующее точной координации.
Каждая деятельность требует особого рода движения. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессами изображения. Рука дошкольника должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти которыми он владеет на основе познания их специфики.
3. Работа с детьми по развитию творческих способностей
Конспект НОД во второй младшей группе развитие творческих способностей.
Тема занятия: «Елочка в подарок».
Цель: Формировать умение составлять композицию, используя нетрадиционные приемы рисования.
Задачи:
познакомить с новым способом рисования снега – рисование мыльными пузырями;
формировать умение рисовать елочку при помощи штампа;
закреплять прием рисования округлых форм нетрадиционным способом (ушными палочками, используя приемы тычка.
воспитывать интерес к изобразительному творчеству;
Развивать у детей наблюдательность, интерес к происходящему в природе зимой, умение использовать в беседе накопленные знания;
развивать двигательные умения и навыки.
Материалы: голубые листы бумаги на каждого, гуашь 3 цветов (зеленая, красная, желтая, ушные палочки, мыльный раствор с добавлением белой краски, игрушка Смешарик.
Предварительная работа.
Наблюдение за изменениями в природе зимой (снегопад).
Рассматривание выполненных работ по художественному творчеству.
Чтение стихов про зиму, елочку, снег.
Методика проведения непосредственной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель заносит игрушку, плачущего Смешарика и выясняет, что у Смешарика нет на праздник елочки. Воспитатель спрашивает у детей, зачем Смешарику елочка? Правильно скоро праздник Новый год и ему тоже нужна праздничая елочка.
Воспитатель предлагает нарисовать елочку-красавицу в подарок для Смешарика, и совершить прогулку в сказочный зимний лес, полный сказок и чудес!
Вопросы детям: Какое время года? Что изменилось в природе, как узнали, что наступила зима? (зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться, выпал снег и намело большие сугробы)
«Собираемся на прогулку»
Обуваем ножки в новые сапожки,
Шапку на головку и завяжем ловко,
На руки перчатки, в добрый путь ребятки.
Основная часть.
Воспитатель предлагает детям идти за ним, крепко взявшись за руки и высоко поднимая колени (шагаем по сугробам).
Занятие распределено по «станциям», где дети прорисовывают одну из составляющих итогового рисунка.
Показ первого приема рисования. Рисуем снег, используя технику рисования мыльными пузырями.
Рисование елочки при помощи штампа (показ воспитателем, самостоятельное рисование).
Украшаем елочку - рисование новогодних шаров нетрадиционным способом (ушными палочками, используя приемы тычка.
Итог занятия.
Возвращаемся в группу и дарим свои «подарки – елочки» Смешарику.