Лучший педагог года

Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности

Cветлана Луданная
Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности

Невозможно преувеличить роль педагога в творческом воспитании ребенка. Исследования педагогов и психологов современности подтверждают, что именно детство, его дошколный период – это благоприятное время для развития творческого потенциала и способностей ребенка, именно в этом возрасте, с 2 до 7 лет дети особенно любознательны и готовы познавать, и изучать окружающий мир. В связи с этим проблема развития творческого мышления и воображения, развитие креативности и творческих способностей дошкольника, приобретает особое значение. Авторами в данной статье рассматриваются различные методы развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, что происходит посредством использования традиционных и нетрадиционных техник художественной деятельности.

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности» размещена в разделах

Перед современным педагогом встает одна из наиболее важных задач – это формирование творческой личности ребенка. Современное общество сегодня, все больше требует креативных и неординарно мыслящих людей. Вседоступность новых технологий, приобщение детей к современным условиям жизни, требуют от педагога двигаться в ногу со временем и искать новый стиль работы с детьми. Наиболее эффективным для этого средством, является изобразительная деятельность. Занятия по изобразительной деятельности являются для детей источником радости, способствуют познанию окружающего мира, формируют у них способности творчески выразить свои впечатления, воспитывают чувство гордости и радости от успеха.

Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения, развития креативности и творческих способностей детей является художественная деятельность, способствующая также умению нестандартно мыслить, умению создавать необычные продукты своего труда, формированию эстетического восприятия мира.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка. Перед педагогом стоит задача приобщить к усидчивости и терпеливости, привить способность перехода от замысла к его реализации, сформировать умение комбинировать свои знания и представления, для создания изображения, предоставить необходимые условия для овладения навыками и умениями. Необходимо также обеспечить в обучении последовательность, учесть возраст и индивидуальные способности ребенка.

Для того чтобы процесс творческих способностей прошел успешно, в группе создается предметно-развивающая среда – центр изобразительной деятельности. Он оснащается и постепенно пополняется пособиями и дидактическими играми, также здесь размещены различные рисунки, картинки с изображением поделок, варианты оформления, схемы с пошаговыми действиями и алгоритмы для изготовления разных поделок и т. п. В свободном доступе расположены материалы для художественной деятельности, такие как краски и карандаши, разные мелки, альбомы для рисования, материалы для лепки (пластилин, радужное тесто, глина).

Для развития творческих способностей дошкольников используем не только те предметы, которые специально созданы для игры, рисования и конструирования. Так, из пустых картонных коробок можно смастерить домик для куклы, журналы и открытки превратить в коллаж, макароны трубочки — в ювелирные изделия. Проводим работу с детьми по обучению традиционным и нетрадиционным техникам рисования; по совместной деятельности детей друг с другом; совместному творчеству воспитателя с детьми по использованию техник рисования в умении передавать образ; совместному творчеству родитей с детьми ( создание мини-библиотеки: «По страницам любимой сказки», «Книжка – малышка своими руками», их иллюстрация).

Знакомство с народно-прикладным искусством мы проводим с использованием персонажей - Белогора и Белогорочки, кукол, одежда, которых оформлена в стиле русского костюма, в традициях нашего Белгородского края. Предварительно просмотрим с детьми мультфильм по рассказу К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». После просмотра мультфильма обращаем внимание детей на необычный костюм Белогора и Белогорочки. Чем он отличается от современной одежды? Вместе с детьми отправляемся в музей народной культуры, рассматриваем фотографии, рисунки с элементами костюма, вышивку, орнамент. Предлагаем ребятам самим стать народными мастерами и украсить рубашку вышивкой, но вместо ниток и иголки, взять кисточку и краски. После окончания творческой работы, организуем выставку.

Благодаря творчеству белгородских художников, знакомству с их работами, проходят занятия по ознакомлению с красотами природы родного края. Пополнили учебно-наглядный материал Старооскольские свистульки (вылепленные фигурки животных и людей, оформленные налепами и проминкой, Борисовские гончарные изделия и камчатные скатерти, Чернянская утварь из лозы, Валуйские расписные и резные деревянные ложки, вышитые рушники и многое другое.

Многие педагоги сталкиваются с такой проблемой, что дошкольнику не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы мы изучили методическую литературу психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности, и пришли к мнению, что для развития творческих способностей дошкольника необходимо : знание особенностей творческого развития детей, умение деликатно поддержать инициативу ребенка; воспитывать самостоятельность, способствовать овладению необходимыми навыками.

Занятия по рисованию бывают традиционные - это рисование карандашами, кистью, фломастерами, мелками. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений. Для того, чтобы занятия по лепке не были однообразными, важно использовать в своей работе разнообразные материалы. Используются пластилин, глина, соленое тесто.

Аппликации - процесс, связанный с умением вырезать разные формы предметов из цветной бумаги или картона, раскладывать их на фон, аккуратно наклеивать вырезанные на бумагу другого цвета.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисовать кисточкой или просто карандашами? Это так обычно… Приёмы нетрадиционных техник рисования позволяют ввести ребёнка в творческий процесс и доставить эстетическое наслаждение от своего труда. Их следует использовать по степени возрастания сложности и учитывать особенности освоения детьми.

На основе изученных материалов, составили тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

Пальчиковая живопись. Когда малышу еще трудно справиться с карандашом или кистью, этот способ для него легче и естественнее. Это первая техника рисования, которой малыш овладел неосознанно, всего лишь размазывая пальчиком, допустим разлитую на столе кашу.

Рисование ладошкой. Проще некуда, надо всего лишь опустить ладошку в блюдце с цветной краской и оставить свой отпечаток на чистом листе, а дальше включаем воображение и вот уже из отпечатка ладони получилась жар – птица.

Точечная живопись. Можно использовать в работе ватные палочки, карандаш или свой пальчик. Сначала рисуется набросок карандашом, а потом раскрашивается отпечатками ватной палочки.

Оттиск. Рисовать можно как покупными печатями, так и сделанными из поролоновых губок, вырезанных фигурок из сырого картофеля, колпачками от фломастеров и т. п. Для этого ребенок опускает печать в блюдце с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются цвет и печать. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить самим инструменты - печати.

Набрызг. Для этой техники рисования потребуются краски, зубная щетка или кисточка, стека или плоская палочка. Смочив зубную щетку в воде, стряхнуть влагу, набрать краски, взять щетку в левую руку, а плоскую палочку в правую, отвернуть от себя щетину, держим щетку над бумагой, быстро провести палочкой по поверхности щетинок по направлению к себе, чтобы брызги полетели на бумагу. Можно использовать трафареты, готовые шаблоны и многое другое.

Рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочки. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Кляксография. Для этого потребуется бумага, жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу из трубочки. Получаем оригинальное изображение животного или узор фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия. Симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение ежика в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло-желтым цветом (небо, а нижнюю - синим (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок ежика, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение ежика в воде.

Мятый рисунок. Нам необходимы: бумага для рисования, восковые мелки, крупная кисть, гуашь, блюдце для краски, баночка для воды, губка. На листе бумаги рисуем цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Рисование солью. Предварительно на бумаге надо сделать эскиз, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков, морских животных (морские звезды, осьминоги).

Ниткография. Используем простые нитки, гуашь, бумага для рисования, блюдце для краски. Нужны отрезки из ниток 2-5 шт., длиной до 10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

«Клеевая техника» (витражи). Простым карандашом рисуем контур предмета. В тюбике с клеем, сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

Художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование при этом традиционных и нетрадиционных техник художественной деятельности способствуют развитию воображения, стимулирует творческую активность, нетрадиционное мышление. Педагог в этом процессе играет немаловажную роль. С одной стороны нужно быть как ребенок, радоваться и быть открытым новому, познавать этот мир заново. С другой стороны воспитатель выступает не просто как педагог, который учит, а увлеченный творчеством человек, который привлекает своего младшего коллегу, формирует первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, учит видеть, чувствовать, познавать, творить.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих

способностей учащихся к изобразительной деятельности / П. Г. Василенко //

Теория и практика общественного развития. – 2012

2. Ветлугина Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев и др. : Под редакцией Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1989

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк: М. : Просвещение, 1991

4. Гогобиредзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения.

5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М. Сфера, 2016

6. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : Т. Ц Сфера, 2011.

7. Серых Л. В, Косова Н. В., Яковлева Н. В. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе художественно-эстетического развития дошкольников «Цветной мир Белогорья» : методическое пособие. -Воронеж: Издат-Черноземье, 2017.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности
Опубликовано: 25 декабря 2020 в 16:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД