Марина Ярунина
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В душе каждого ребенка есть
невидимые струны; если
тронуть их умелой рукой, они
красиво зазвучат».
М. Горький.
Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально – ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных особенностей музыки и разнообразных движений (физических, музыкально – игровых, танцевальных). Над этой темой работали известные педагоги – музыканты: М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина и др. справедливо считая, восприятие музыки в музыкально – ритмическом воспитании детей - ведущим, а движение – средством её познания. В дошкольном возрасте дети уже способны посредством движений развивать и передавать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагог обязательно должен познакомить дошкольников с языком движений, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка, он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. В музыкальном развитии ребёнка особо важная роль принадлежит развитию музыкальных способностей. Их развитие тесным образом связано со слуховым и мышечным ощущением. Отечественные физиологи – психологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, и др. утверждали, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребёнка, вызывает у него двигательные реакции. Поэтому, музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. То есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве.
Развитию творческих способностей на музыкальных занятиях я отвожу большое внимание. Готовясь к занятию, я тщательно подбираю музыку для разучивания того или иного танца. После прослушивания того или иного отрывка спрашиваю у детей их ассоциации от услышанной музыки. Мне очень интересно слушать их ответы. В одном и том же музыкальном фрагменте дети видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы. Далее, я предлагаю детям показать, какой они видят танец под эту музыку. Всех детей хвалю, боясь «спугнуть» более слабых. Затем использую такой метод: делю ребят на две группы, одна группа – исполнители, а другая – зрители. Первой группе даю задание: ребята должны представить себе летний солнечный день, полянку, летающих вокруг бабочек и показать всю картину в танце. А вторая группа, которая сидит и смотрит, должна догадаться, что они изображают. Затем подгруппы меняются, но задание меняется тоже, теперь это океан с морскими обитателями или волшебный лес со сказочными зверями. На следующем занятии использую драмогерменевтический подход, где дети 2 группы сначала смотрят картину 1 группы, а затем повторяют (как бы копируют) их, и наоборот. И только с 3 занятия приступаю к техническому разучиванию музыкально – ритмических движений. Работая над совершенствованием движений с детьми, мы используем всевозможные образы, например, «пяточки дружат, а носочки поругались» - это первая позиция ног, при постановке корпуса предлагаем «поставить» стакан воды себе на голову, и делать все движения, стараясь «не уронить» стакан и «не расплескать» воду, при объяснении позиции рук, сравниваем их с бутоном тюльпана, как он тянется к солнышку, так же, для того, чтобы лучше запомнить движение, даё м вместе с ребятами ему название: «буратино», «щёчки», «шар», «ковырялочка», «солдатик» «моталочка». Иногда показываю движение и спрашиваю на что это похоже – и нет предела детской фантазии.
Также в работе использую наглядные интерактивные пособия, мнемотаблицы, где на слайдах схематически, или в картинках показаны движения танца. Так мною были разработаны танцевальные композиции под названием «Матрёшки», «Грибочки», «Радуга желаний», «Кадриль», «Пчёлы», «Гномики».
Для развития музыкально - ритмических способностей разработала перспективный план творческих заданий, который разделила на 3 этапа.
На 1 этапе - поставила задачу развивать у дошкольников качество беглости в придумывании наибольшего количества поз, в медленной, плавной или подвижной, весёлой музыке.
а) ввести детей в импровизированно – воображаемую ситуацию, добиться эмоционального восприятия музыки и передачи образа в движении.
б) показать элементы своего импровизированного танца, нацелить на освоение обобщённого способа действий игрой «Замри» (после бега, остановка в позе)
На 2 этапе - разработать, усложнить «оживление» позы, закрепить полученный результат
а) разработка варьирования поз
- позы, характеризующие разное настроение человека
- танец по алгоритму
- освоение разных видов шагов, передающих разные музыкальные настроения, темпы
- подбор вариантов движений в выбранной позе
- перенос практических впечатлений в другие виды
- подбор вариантов поз и мелких движений в парах, тройках, подгруппах
- выбор атрибутов из множества атрибутов в соответствии с характером танца
- усложнение позы в паре, тройке
На 3 этапе - приглашение на творческий танец в пару, тройку, группой по желанию.
Предложить дошкольникам варианты тем : буря, морские волны, просыпающийся цветок, весёлые клоуны, парный бальный танец.
Завершающим этапом в проекте будет работа над танцевальным образом. Любой танец – бальный, эстрадный, народный – эмоционально окрашен. Особое значение в танце имеет мимика человека. Для этого я использую смайлики с разными настроениями, которые показываю детям на интерактивной доске, и изготавливаю своими руками.
Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хоровых игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т. д., что дает хорошую физическую нагрузку.
Творчество, его формирование и развитие – одна из главных проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада и для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между педагогом и детьми, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.