Получи документы

Развитие творческих способностей учащихся коррекционных школ через вовлечение их в проектную деятельность

Сергей Ширшов
Развитие творческих способностей учащихся коррекционных школ через вовлечение их в проектную деятельность

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, в самостоятельной жизни.

Публикация «Развитие творческих способностей учащихся коррекционных школ через вовлечение их в проектную деятельность» размещена в разделах

Исходя из этого, перед педагогами специальной (коррекционной) школы встаёт ряд требований в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к выбору методов обучения. Одним из таких методов обучения является метод проекта. Коррекционная школа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограничениями в развитии к окружающему социуму и самая благоприятная сфера для этого это детское творчество.

Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Преимущества метода проекта :

• он даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

• успешно интегрируется в образовательный процесс;

• обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;

• позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия;

• сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, в самостоятельной жизни.

Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению.

Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор. Занятия методом проектирования – это удел не только учителей-иноваторов, но и воспитателей, а так же всех творческих людей, включая родителей. Особо важно заниматься творческой, научно – поисковой деятельностью начиная с младшего школьного возраста, когда идёт активное формирование различных процессов и их личностное и социальное становление.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести меж предметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основными этапами проектной деятельности являются :

• мотивационный (я, как педагог заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; воспитанники обсуждают, предлагают свои идеи);

• планирующий – подготовительный (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);

• информационно-операционный (воспитанники собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);

• рефлексивно-оценочный (воспитанники представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).

Для развития творчества у детей с - педагоги главная движущая сила. В настоящее время активно используются различные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Именно с помощью проектной деятельности мы может постараться развить и прировнять детей с особенностями в развитии к обществу. Для коррекционного педагога это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от педагогов требуется максимально продуманных действий не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе на равнее с другими нормально развивающимися, а возможно одарёнными, детьми.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей (уровня интеллектуального и физического развития) могут самостоятельно выполнить задание, поэтому учитель совместно с учениками в обсуждении определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы.

При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны очевидны:

• получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

• приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

• духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

• профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ);

• приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

При правильно подобранных методах и поставленных целях при создании проекта, дети с ограничениями в развитии могут ничем не отличаться, а может даже и слиться с нормально развивающимися сверстниками.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.

Конечно, учитывая особенности таких детей, накладываются естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать и младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Список литературы:

1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М., АРКТИ, 2003г.

2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М., 2006г.

3. Шаповалова О. Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. / Дефектология. – 1995г. – № 2.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность Кукольный театр-искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театрализованная игра привлекает всех ребят, но дети младшего возраста, боятся групповой деятельности. Как привлечь малышей к театрализованным.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность» В последнее десятилетие проблема творческого, духовно – нравственного развития стоит на одном из первых мест. Это вызвано тем, что в культуре.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Задачи: Познакомить детей с различными видами театра. побуждать чувство прекрасного, прививать любовь к искусству. учить детей разыгрывать.

Проект «Развитие творческих способностей детей старшего возраста через театрализованную деятельность» Информационная карта проекта Участники: воспитатель,дети, родители,музыкальный руководитель. Тип проекта: творческий, познавательный.

Развитие связной речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность в семье Развитие связной речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность в семье. Главная цель моей работы совместно с.

Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность.Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность. Отчет по самообразованию на 2016-1017 год. Выполнила: Клевина Наталья Юрьевна Тема самообразования:Развитие творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Театр- это самый популярный и понятный вид искусств для детей, который прививает устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует.

Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность» (Базовая площадка №1 от 22.11.2016г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей учащихся коррекционных школ через вовлечение их в проектную деятельность
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 23:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД