МААМ-картинки

Развитие творческих способностей учащихся с использованием бисера

Шкилонцева
Развитие творческих способностей учащихся с использованием бисера

С учетом требований нравственно-трудового воспитания личности рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области прикладного искусства, их дальнейшего совершенствования и расширения. Ручной труд учащихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь учеников, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Публикация «Развитие творческих способностей учащихся с использованием бисера» размещена в разделах

Художественный ручной труд – это творческая работа самого ученика с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия различного функционала. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов учитываются эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта.

В процессе образовательной деятельности на уроках технологии учитель должен не только формировать и совершенствовать трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности учащихся с учетом элементов творчества, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.

Известный психолог А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством учителя способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве.

Народное декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека: будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению учащихся с образцами народного творчества.

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает учащимся красоту и прелесть окружающего мира. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного мастерства, которое побуждает учащихся на развитие творческих способностей.

По нашему мнению, одним из направлений современного

декоративно-прикладного искусства является изготовление изделий с использованием бисера.

В настоящее время вновь становятся популярными эксклюзивные изделия ручной работы, изготовленные в технике бисероплетения. Модные аксессуары из бисера привлекают внимание своим разнообразием, яркостью и оригинальностью.

Полагаем, что тенденция на оригинальные аксессуары из бисера, может быть использована учителем для развития творческих способностей учащихся.

По нашему мнению, для целей настоящего исследования необходимо обратиться к истории возникновения бисера.

История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с историей Египта, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина III тысячелетия до н. э.). К ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.

Археологические исследования в районе Двуречья, в особенности — Древних Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла возрастом около четырёх с половиной тысяч лет.

Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Кроме того, в науке отмечается, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские.

Так, почти шесть тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного стекла, который по-арабски назывался «бусра» или «бусер».

Отмечается, что на территории российского государства изготовление из стеклянных бусин зародилось на Поднепровье, постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси.

Всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано

татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В Начале XVII в., в 1635 г., был основан первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой. В 1668 г. строится второй, Измайловский завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь.

Во времена правления Петра I были отменены пошлины на стеклянные изделия, осуществлялось привлечение иностранных стеклоделов для подготовки русских мастеров, в частности, искусству изготовления бисера.

В 1752 г. М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 г. указанная фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п.

В конце XVIII – начале XX века, в период расцвета бисерного рукоделия во многих странах мира и в России, наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.

Бисер (бусины) можно определить, как декоративные объекты шарообразной формы различного диаметра с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку, используемые в целях создания этнических украшений, изготавливаемые из различных материалов.

Помимо бисероплетения, бисер используется для создания вышивок и мозаик.

В настоящее время существуют различные виды бисера, полагаем необходимым охарактеризовать наиболее популярные из них:

Стеклярус трубочки из стекла разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и граненый). Главный критерий стекляруса – его длина. Чаще всего, имеет острые края поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений.

Парчовый (с серебряной нитью, «огонек») бисер из прозрачного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «серебряной» краской. Отверстия в таком бисере могут быть не только круглого, но и квадратного сечения, который выглядит граненым. Парчовый бисер из бесцветного стекла кажется серебряным, а из желтого — золотым.

«Хамелеон» (с цветной нитью) бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять цвет в зависимости от освещения.

Перламутровый (цейлонский) чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.

Непрозрачный натуральный бисер (естественный, обычный, матовый, глухой бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.

Прокрашенный внутри бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной внутренней поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска).

Прозрачный натуральный (естественный, обычный) бисер из прозрачного стекла без покрытия.

Волокнистый (снежок, соломка) рубленый бисер или стеклярус, который как бы склеен из продольных трубочек (волокон).

На развитие творческих способностей учащегося при создании изделий из бисера влияет также существование различных техник бисероплетения, что позволяет ученику создавать оригинальные изделия из бисера для декора интерьера, украшения и всевозможные аксессуары, игрушки из бисера для детей, делать эксклюзивные подарки.

К числу основных техник бисероплетения можно отнести : цепочки, подвески, жгуты, мозаику (кирпичный стежок, шевронное плетение (ндебеле, ткачество и вышивку бисером.

Полагаем, что для достижения цели настоящего исследования необходимо кратко проанализировать обозначенные техники.

«Цепочка» является простейшей техникой бисероплетения, основным элементом многих изделий из бисера. Выделяют простые (однорядные) и сложные цепочки. Распространенной техникой бисероплетения является сложная цепочка «в крестик» : каждое звено в такой цепочке состоит из 4 бисеринок. Ажурные цепочки в технике крестик можно изготовить при использовании 6-8 шт. бисеринок для каждого звена.

Пример изделия, изготовленного в технике «цепочка», необходимые материалы, схема плетения и др., изложены в приложении 1 к настоящей работе.

Изделия из бисера, выполненные в технике бисероплетения «подвески», изготавливаются двух видов – кисточки и бахрома. При такой технике бисероплетения кисточка может состоять из нескольких рядов бисера в одну свободную нить, или из бисерных рядов в форме петелек.

Техника мозаичного плетения дает возможность получать плотное полотно. Используют цилиндрическое и круговое мозаичное плетение. Такая техника позволяет легко прибавлять и убавлять столбики и создавать ажурные элементы изделия.

Кирпичный стежок также можно рассматривать, как один из видов мозаичной техники бисероплетения. В верхнем ряду такого плетения стык двух соседних бисерин находится напротив центра бисеринки нижнего ряда.

Техника бисероплетения ручного ткачества используется для создания плотного полотна с параллельными рядами, в которых бисеринки расположены строго друг над другом. Такое полотно клетчатой структуры часто служит основой для подвесок и используется в изделиях с узором.

Одной из разновидностей ручного ткачества является техника шевронного плетения (ндебеле, отличительной чертой которой является характерный рисунок плетения «елочкой». При этом бусины располагаются на прямых линиях, так же, как при вязании спицами.

Создание изделий в технике «жгуты» отличается разнообразием по своим приемам и способам исполнения. Бисерные жгуты выполняются в техниках ндебеле, мозаичного плетения или плетутся крючком. Жгуты используют в качестве основы для кулонов, а также как самостоятельное украшение.

Учитывая большое количество видов бисера, материалов и приспособлений (нитки, лески, иголки, станки, фурнитура и т. д., а также их доступность в экономическом смысле, различных техник бисероплетения, которые могут комбинироваться между собой, учащийся имеет возможность создавать самые разные аксессуары, элементы декора, сочетать при этом цвета и формы бисерин, что, безусловно, ведет к развитию творческих способностей ученика, формированию собственного эстетического видения.

Кроме того, реализация творческого потенциала путем освоения различных техник бисероплетения, учитывая современные тенденции на эксклюзивные аксессуары ручной работы, в будущем может стать для учащегося деятельностью, приносящей доход.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Украшение «воротник», изготовленное посредством бисероплетения

Правила техники безопасности при плетении бисером :

1. До начала работы нужно положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

2. Ножницы и кусачки должны быть хорошо заточены и отрегулированы.

3. Не рекомендуется использовать в работе ржавую проволоку, иглы.

4. Работу нужно начинать при хорошем освещении.

5. Бисер одного цвета должен храниться в отдельных ёмкостях для бисера.

6. Во время работы нужно быть внимательным, следить за тем, чтобы не пораниться острыми концами проволоки, не уколоться иглой.

5. Класть ножницы и плоскогубцы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

5. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

6. Маленькие кусочки проволоки нельзя оставлять на рабочем столе, а тем более смахивать на пол. Их нужно убирать в специально отведенное место.

7. Запрещено брать в рот бисер и кусочки проволоки, лески, иглы.

8. По окончании работы наличие всех приборов нужно проверить, убрать в специально отведенное место.

Воротник из бисера (на фото представлена работа автора).

Указанная работа выполнена автором по принципу плетения цепочки в два с половиной ромба. Данная техника отличается от цепочки в полтора ромба только увеличением ширины на одну ячейку-ромб. Поэтому рассмотрим лишь основные этапы работы:

- начало, выполнение одного прохода сверху вниз и одного -

снизу-вверх: наберите на нить пятнадцать бисерин. Пропустите иглу через бисеринку 9 в обратном направлении. Нанижите на иглу еще три бисеринки 16-18 и пройдите бисеринку 5 в обратном направлении. Повторите этот прием, т. е. наберите еще три бисеринки 19-21 и пропустите иглу через бисеринку 1 в обратном направлении (рис. 1).

Затем необходимо выполнить поворот и сделать проход сверху вниз. Наберите на иглу четыре бисеринки 22-25 и пропустите иглу через бисеринку 20 в обратном направлении. Нанижите три бисеринки 26-28 и введите иглу в отверстие бисеринки 17 в направлении сверху вниз. Повторите этот прием, набрав еще три бисеринки 29-31 и пройдя иглой бисеринку 14 в том же направлении. Проход сверху вниз закончен.

Аналогично выполните проход в противоположном направлении, т. е. снизу-вверх. На повороте наберите четыре бисеринки и пройдите иглой через бисеринку 30 в направлении снизу-вверх. Нанижите три бисеринки и пропустите иглу через бисеринку 27. Нанижите еще три бисеринки и пропустите иглу через отверстие бисеринки 24 в том же направлении. Ряд выполнен. Пользуясь приведенной выше схемой, выполняется цепочка необходимой длины.

Экономический расчет стоимости изделия включает в себя материальные затраты на материалы:

- леска - 3 м, 30 рублей;

- замочек – не использовался при изготовлении изделия;

- бисер – 50 грамм (1 пакет бисера весом 10 грамм стоимостью около 45 рублей, 225 рублей.

Работа выполнялась в дневное время, поэтому затраты на электроэнергию в стоимость работы не включены.

Трудовые затраты и прибыль также не включены, потому что изделие изготовлялось для себя.

Таким образом, себестоимость изделия составляет около 255 рублей.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей учащихся с использованием бисера
Опубликовано: 29 января 2023 в 09:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД