Папки-передвижки

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования

Светлана Никулина
Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования

Никулина Светлана Владимировна

учитель начальных классов МБОУ «Школа № 79»

г. Самара, Россия

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе

художественного конструирования

Публикация «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования» размещена в разделах

Под детским конструированием принято понимать создание конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного материала (мох, шишки, ветки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, резиновые шины, деревянные катушки, старые металлические вещи и т. п.).

Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей младшего школьного возраста заключается в том, что она развивает способности и творческие умения. Значение этой деятельности для развития ребенка отмечали отечественные физиологи И. П. Павлов, И. М. Сеченов. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отличая большое познавательное значение деятельности руки, И. П. Павлов считал ее тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами» .

Важно создать условия детям для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках.

Наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий.

1. Конструирование под диктовку учителя. Учитель поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует приемы их изготовления, соединения, порядок отделки изделия, использование по назначению. Дети занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя.

2. Конструирование по аналогии. После того как ученики под руководством учителя изготовят изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции и/или более сложного подобного по конструкции изделия.

3. Конструирование по образцу. Учащиеся анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей состоит изделие, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования.

4. Конструирование по собственному замыслу. Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы труда.

5. Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия, включающим общие технические требования к готовому изделию: его назначение, условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.

6. Конструирование по условиям. Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия, которым композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение.

7. Конструирование в коллективе из 2-4 человек с распределением обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям младших школьников. В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и исполнение замысла. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности – в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской.

Современные дети не всегда могут увидеть потенциал того или иного предмета для своей задумки, но практически всегда с восторгом принимают преобразование уже использованной когда-то вещи (пластиковая бутылка, капсула киндер-сюрприза, коробки из-под обуви и др., природных материалов или просто складывание бумаги в определенном порядке.

В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Он формируется в процессе конструирования. Об уровне деятельности, направленной на формирование замысла судят по тому, представляет ли ребенок, приступая к сооружению постройки, ее конечный результат. Уровень предварительного замысла показывают детские словесные описания будущей постройки и способы ее сооружения, предварительные зарисовки того, что предлагается построить. Основа формирования конструктивного замысла – познавательная деятельность детей.

В конструировании отображается окружающая действительность и поэтому, прежде чем строить какой-то предмет, ребенок должен знать его особенности, а также иметь некоторые конструктивные умения и навыки. Детский конструктивный замысел может формироваться на основе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия конкретного предмета или представления о нем, а также на уровне мышления. Когда дети воспринимают образец, в котором ясно видны все звенья конструкции и легко раскрываются способы деятельности, то в результате его аналитико-синтетического восприятия у детей формируется замысел, в котором отображается и структура предмета, и способы его конструирования. Во всех остальных случаях дети могут воспринимать только структуру, более или менее расчлененную на элементы: более полно в рисунке, фото, менее полно – в схеме, модели. Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различных уровней: на уровне восприятия – в случае воспроизведения чужих действий, на уровне представления и мышления – в случае выбора и поиска. Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В конструировании по замыслу они получают возможность решить задачу разными путями.

Дети младшего школьного возраста на основе пространственных отношений и конструктивного опыта по использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла. Характерной чертой детского замысла является то, что в нем предусматриваются основные элементы постройки и способы их конструирования. Источником замысла детей является весь окружающий предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т. п. Но такое восприятие часто бывает поверхностным: дети охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности, оно связано с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых, для которой характерно практическое назначение конструкции построек. При конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность действий.

В школах конструирование и моделирование из бумаги стало распространенным видом изобразительного творчества. На таких уроках развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть ученикам с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов.

И в этом случае конструирование и моделирование из бумаги являются одним из эффективных средств активизации творчества младших школьников, поскольку способствуют формированию множества конструктивно-пластических умений, необходимых для овладения другими видами творчества. При этом важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность. Именно этот аспект – вносить новый элемент – очень часто практиками остается не актуализированным.

Таким образом, конструирование подготавливает почву для развития творческого мышления детей, что является важным условием всестороннего развития ребенка. Посредством технического конструирования развивается познавательная сфера. Сооружая постройку, ученик осваивает структуру, форму, величину предмета, цвет материала.

Публикации по теме:

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями»Мастер-класс для младших школьников с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями» Мастер-класс для детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики рук при работе с разноцветными нитями».Цель. Развитие речи у детей с ОВЗ с помощью.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования
Опубликовано: 12 января 2023 в 19:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Никулина (УИ 3106974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД