Инна Дерезуцкая
Развитие творческой активности дошкольников на основе элементарного музицирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой активности дошкольников на основе Элементарного музицирования.
В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию-стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул Карл Орф. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически - определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки из инструментов не угасает. Кто из музыкальных руководителей не наблюдал, как ведут себя дети в музыкальном зале, случись им остаться без педагога? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает, и комната наполняется самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетания. Конечно, эта импровизация хаотична но, сколько радости в глазах детей, как велико их желание фантазировать, придумывать что-то свое!
Публикация «Развитие творческой активности дошкольников на основе элементарного музицирования» размещена в разделах
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми. С целью активизации музыкального развития создана программа «Звучащие жесты» немецкого музыканта Карла Орфа, синтезирующая в условиях музыкально- игрового общения ритмизованные, звучащие жесты, движение и мелодекламацию или пение с добавлением не трудного аккомпонимента на орфовских инструментах.
Педагогика Карла Орфа представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создает условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитии которой становится все более очевидной задачей образования.
Основными видами деятельности на занятиях с музицированием являются активные формы; речевые упражнения и движения; музицирование с аккомпониментом «звучащих жестов» коленям, притопы ногами, щелчки пальцами, чтение партитур; импровизации; игра на самодельных детских музыкальных инструментах.
При обучении детей игре на музыкальных инструментах используются самые разнообразные методы: словесный, практический, наглядно-слуховой и наглядно- зрительный, метод поисковых ситуаций. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию. Как правило, инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой форме. Реже можно встретить детские оркестры, в состав которых входят детские музыкальные инструменты. Их выбор, как и выбор музыки игрушек, весьма пестр и разнообразен.
В работе используются различные инструменты. Они делятся на группы:
- Ударные без определенной высоты звука (барабан, бубны, маракасы, колокольчики, треугольники).
- Ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, и ксилофоны, рояль).
- Язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники).
- Струнные (арфы, гусли, цитры).
- Духовые однозвуковые (дудки, трубы).
- Духовые многозвуковые (саксофоны, флейты, кларнеты, свирели)
- Шумовые инструменты (коробочки, бутылочки, связки ключей)
Кроме этого, целыми наборами представлены народные инструменты (трещотки, ложки, бубенцы, колотушки, рубель). Такое разнообразие инструментов позволят приобщать к музицированию всех без исключения детей.
Ценность тематических занятий в концепции Карла Орфа, заключаются в том, что они:
- Являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий.
- Дают возможность детям играть своим телом первым инструментом, передающим творческую активность.
- Развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование.
Шумовые орфовские ударные инструменты можно использовать широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми.
Само представление о выразительности различных тембров они получают если попробуют озвучить какую - нибудь сказку, например, (теремок). Предложите детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договоритесь кто, какую роль будет играть.
Теремок-ложки
Тук-тук - деревянные коробочки
Мышка - треугольник
Лягушка - бубен
Зайка - ксилофон
Волк-кастаньеты
Медведь - барабан
Развалил теремок все инструменты.
В нашем детском саду в рамках дополнительного образования уже не первый год идет работа по приобщению детей к игре на нетрадиционных орфовских инструментах. Их состав хоть и медленно, но постоянно пополняется, что позволяет все больше расширять сферу музыкальной деятельности детей. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Наш детский музыкальный коллектив называется: «маленький оркестрик». Наш девиз: «Надежды маленький оркестрик». Эти слова из известной песни Булата Окуджавы. Девиз выбран неслучайно. Он как нельзя лучше отображает смысл всей нашей работы, надежду на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестра уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями музыки.
В задачи нашего оркестра заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, они освещены по темам и имеют три основных направления : учебное, творческое и концертное музицирование.
Кружок рассчитан на 1 год обучения, в него входит подготовительная к школе группа в возрасте от б до 7 лет. Коллектив детей должен быть постоянным. Подгруппы детей состоят из 8 -10 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 -30 минут. Высокая плотность занятий не оставляющая места однообразию и скуке помогает заинтересовать и удержать внимание детей. Поддержанию интереса детей способствует общий игровой характер занятия. Дошколятам нужно чаще говорить : «мы сейчас с вами придумаем что-нибудь интересное». Это не только снимает все психологические зажимы, но и направляет детей на нужную волну. Веселые тексты для речевых упражнений, забавные песенки являются настоящими помощниками. Дети не испытывают на занятиях дискомфорта и страха, они естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. Главные и желанные «гости» на занятиях - это фантазия и выдумка.
Мной были специально разработаны и используются в работе музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию у детей музыкально - сенсорных способностей (умение слышать высоту, длительность, силу, ведь в музыке есть свои секреты, многие из которых дети постигают на занятиях кружка.
Созданы и успешно работают:
• «Творческая мастерская», где руками взрослых и детей изготавливаются самодельные музыкальные инструменты из природного и бросового материала. Их цель заключается в развитии интереса к миру звуков, поддержке заинтересованности детей и взрослых к изготовлению необычных музыкальных инструментов и доступности творческого музицирования на самодельных музыкальных инструментах.
Игровой мир озвучен простейшими самодельными музыкальными инструментами, сделанными самими детьми или вместе с родителями из всего, что они могут найти и приспособить для извлечения звуков. Внешний вид и необычное звучание самодельных инструментов еще больше заинтересовал детей. (Показ самодельных музыкальных инструментов.)
Пластмассовые бутылки превратились в шумовых матрёшек, киндеры, наполненные пуговицами, тоже шумовые инструменты, браслеты с монетами издают своеобразные звуки, гвозди разных размеров – это тоже шумовые инструменты, и даже бутылки разной величины – станут прыгающими зайчиками и белочками.
Результативность обучения детей игре на самодельных и детских музыкальных инструментах подтверждаются данными диагностики, выступлениями на концертах, праздниках, развлечениях.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные навыки и умение.
В процессе обучения в кружке дети действительно открыли для себя удивительный мир загадочных звуков и их красоту. Расширили свой кругозор и познакомились с историей музыкальных инструментов. У детей улучшилось качество интонирования, выполнение музыкально - ритмических движений. Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах - это средство преодоления застенчивости, скованности, формирование умения передать чувства, внутренний духовный мир, развитие музыкальной памяти, расширение сферы музыкальной деятельности.