Получи документы

Презентация опыта работы «Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Ирина Лазарева
Презентация опыта работы «Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно, и динамичнее развитие личности. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом и в развитии творческой инициативы дошкольников. Поэтому развивать творческую инициативу у детей можно и посредством театрализованной деятельности

Публикация «Презентация опыта работы „Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Я хочу рассказать об этом, исходя из опыта работы моей театральной студии «Золотой ключик». Задавая цель своей работе, а именно, это – создание условий для развития творческих способностей детей, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, и, конечно же, воспитание любви к театрализованной деятельности, веду детей к постановке детского спектакля, где ребенок, имея некий опыт перевоплощения, импровизирует, играя роль. Но работа кружка не сводится только к подготовке выступлений. Самое главное – это условия, в которых ребенок может раскрыть свои возможности и таланты, проявить творческую инициативу :

1. При обсуждении сюжета, сочинении собственного сюжета.

2. Выбор роли, трактовка роли, импровизация роли.

3. Выбор интонации, тембра голоса.

4. Выбор мимики, пантомимики, выразительных движений.

5. Обсуждение костюма, декорации.

1. Для развития мышления, воображения, накопления художественных образов, а также накопления эмоционально-чувственного опыта,

читаю отрывки художественных произведений, сказки, стихи.

Обязательно обсуждаем текст, стараемся понять не только смысл сюжета, но и как автор нам доносит содержание, даем оценку героям, оценку поступкам. На примере сказки «Теремок», спрашиваю у детей: «Почему тот, кто развалил теремок - большой и неуклюжий? Почему Мишка все-таки полез в теремок? Почему, чтобы разрушить, нужен был мишка, который говорит грозным тоном? А каким надо быть, чтобы разрушать? С какой интонацией требовать, добиваться своего? И что получить в итоге?» Предлагаю ситуацию из детской игровой деятельности, когда группа ребят играет во что-то, а другой ребенок им мешает, в итоге игра расстраивается. Задание: придумать подобную игровую ситуацию и обыграть её, изображая настойчивого, неуступчивого, грубого ребенка, который вмешивается в игру. От настроения человека, его внутренних качеств во многом зависит его взгляд на мир, отношения между людьми.

Чтобы выразить эмоцию, показать образ и затем суметь воспроизвести её в нужный момент, конечно, нужна тренировка. Это упражнения, этюды. Задается определенная ситуация, сюжет.

Ребенку предлагается изобразить походки различных людей, животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как котенок, как медведь. Можно в эту игру играть и по-другому, предложить детям по походке угадать, кого хотели изобразить.

В кружке у детей есть возможность быть сценаристами. С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

- Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

- Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

- О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

2. Для развития творческой активности, уверенности в себе и социальных навыков поведения, стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используем разнообразные приё мы:

-выбор детьми роли по желанию;

-назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

-проигрывание ролей в парах.

Выбирая для ребенка роль, наблюдаю за детьми. Вижу, какая бы роль подошла ребенку больше всего, и, как правило, наши желания часто совпадают.

Обсуждаем с ребенком, каким должен быть герой, кто он такой, его отличительные черты, какой характер, голос, мимика, эмоции.

Положительную роль играют дети с большим желанием.

Наблюдала, как ребенок, играя отрицательную роль Волка (злого, жадного) испытывал удовольствие от игры. Ему нравилось, что зрители смеются именно над Волком.

Я, конечно, показываю, как можно изобразить героя, но ребенок строит свой образ сам, импровизируя, представляя себя в этой роли, т. о. проявляя творческую инициативу. Затем, проживая эту роль, учится контролировать собственные эмоции, развивает внутренние качества.

Большое место отводим формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого проводим такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и другие. Шутки, потешки, небольшие стихи увлекают детей, делают их инициативными.

Проявляя себя в разных видах театральной деятельности (режиссер-постановщик, актер, сценарист, декоратор, костюмер, ребенку невозможно обойтись без собственной инициативы.

Предлагаю детям придумать собственные сюжеты, которые разыгрываем тут же, дети сами обставляют сценку нужными декорациями. Чтобы настроится на роль, подбирают необходимые маски.

3. В ходе совместной деятельности продолжаем работу по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый др., при этом побуждаю ребенка не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений.

Уделяю внимание развитию речи, а именно выразительной речи. Т. к. при смене интонации меняется смысл текста. Работа над интонацией тоже требует тренировки. Выразительность речи – одна из трудных задач. Здесь необходим показ педагога, но если ребенок запоминает интонацию, контролирует себя, вслушивается в собственную речь, добавляя импровизацию, то здесь уже приобретается навык выразительной речи. Он понимает, что, чтобы донести смысловую информацию до зрителей, важно сказать с определенной интонацией. Для этого использую артикуляционную гимнастику: «Качели», «Горка», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Часики», «Трубочка». Предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Задание детям: пусть кто-то из детей произнесет любое знакомое ему слово и задает какую-то интонацию, а дети каждый по-своему произносит, затем выбирается другой ребенок.

Для развития дикции мы использовали скороговорки, постепенно прибавляя темп произношения.

Привлекаю внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово) : «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

4. Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для снятия мышечного напряжения использую следующие упражнения:

- «Поздоровайтесь друг с другом» (Как поздороваться – дети придумывают сами: руками, носами, плечами и т. д.)

- «Найди взглядом своего товарища» ( Задание: дети должны определить, кого нашел взглядом ребенок. Затем выбирается другой ребенок,

- «Не перепутайте движения» (Один ребенок показывает осмысленное движение, например, движение «позвать», «попрощаться», «помолчать», остальные повторяют).

Предлагаю детям охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит «уставший», воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет ему соответствующий.

Для развития пластической выразительности предлагаю детям:

- Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

- От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

- Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:

-Солёный чай.

-Ем лимон.

-Сердитый дедушка.

-Лампочка потухла, зажглась.

-Грязная бумажка.

-Тепло – холодно.

-Рассердились на драчуна.

-Обиделись.

-Мне грустно.

Затем предлагаю детям самим придумать ситуацию, а остальные дети - изображают.

Для передачи тонких оттенков настроений с помощью мимики, пантомимики, жестов использую экспрессивные игры, например,

- игра «Сурдопереводчики». Люди, которые не слышат, хорошо понимают язык жестов, а кто осуществляет перевод должны следить за выразительностью движений. Начинаем с несложных сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», используем стихи.

Также игры, где происходит воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок или передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т. д., где эмоционально-игровой подтекст носит конкретный, подсказывающий, направляющий характер. Например,

- игра «Кошка и котята». Суть этой игры заключается в повторении «котятами» различных действий, показанных «кошкой», а также выразительный показ движений самой кошкой (Кошка учит котят мяукать, охотится, убегать от опасностей и т. д.).

Обращаю внимание ребенка на различные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление) по внешним признакам, на изменение в настроении, на изменение в поведении как обиженное, удивленное, испуганное и т. д.

4. Обсуждаем, каким должен быть костюм его героя, какие атрибуты нужны герою, чтобы раскрыть образ, какие нужны декорации.

Часто дети сами подсказывают, что для этого нужно (чтобы создать образ старого ёжика, согнувшегося, ищущего грибы, ребенок предложил березовую палочку, на которую опирается ёж). В создании костюмов помогают и родители, это вдвойне приятно ребенку, что мама тоже заинтересована в его игре, это дает дополнительный стимул к творчеству.

Во время спектакля дети сами меняют декорации, воспитывают в себе ответственность не только за себя, но и за партнера.

Опыт показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, творческая инициатива, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

Считаю, что театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки» «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» /В. А. Сухомлинский. / Федеральный государственный.

Развитие творческой инициативы дошкольников через нетрадиционные техники рисования Тема моего опыта работы «Развитие творческой инициативы дошкольников через нетрадиционные техники рисовая». Дети с самого раннего возраста.

Мастер-класс для педагогов «Развитие самостоятельной деятельности и творческой инициативы» Тема: Развитие самостоятельной деятельности и творческой инициативы. - Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Я хочу предложить вам отправиться.

Обобщение опыта работы «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Искусство актера заключается в речи и в движении тела. И. Гёте Введение Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых.

Презентация опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника» Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Из опыта работы В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного.

Развитие речи дошкольников посредством мелкой моторики через разные виды деятельности (из опыта работы) Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Развитие творческой инициативы дошкольников с помощью игрового массажа Развитие творческой инициативы дошкольников с помощью игрового массажа. Разработала: Е. В. Олюнина, инструктор по ФК 1 слайд Без сомнения,.

Сообщение из опыта работы «Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40 «Берёзка» Сообщение из опыта работы. «Развитие.

Здоровьесбережение педагога посредством участия в театрализованной деятельности. Из опыта работы В статье поднимается проблема здоровьесбережения педагога в современном обществе, дается определение и признаки эмоционального выгорания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация опыта работы «Развитие творческой инициативы дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 14:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД