Получи документы

Развитие творчества в раннем возрасте

Луиза Файзуллина
Развитие творчества в раннем возрасте

"Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста".

(Пабло Пика)

Раннее детство, является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познать окружающий мир. И педагоги, и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление знаний и опыта – это необходимая предпосылка для будущей творческой личности.

Публикация «Развитие творчества в раннем возрасте» размещена в разделах

Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность.

В раннем возрасте активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмических, театрализованных, музыкально-игровых, художественно – речевых, рисовании и лепке. Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Занятия рисованием — одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с художественными материалами и инструментами.

Если ребёнок упрямиться и не хочет выполнять задание, необходимо постараться заинтересовать ребёнка, и выяснить причину его нежелания выполнять работу. Данная ситуация типична и объясняется тем, что ребенок или не достаточно хорошо владеет исполнительскими умениями: рука не слушается, карандаш так и норовит выпасть, повернуть в другую сторону, или ребенок не очень хорошо представляет себе предмет из-за плохо развитого восприятия.

Постепенно, благодаря целенаправленной работе у ребенка сформируется умелость руки, он овладеет формообразующими движениями, способами действия и умением действовать с изобразительными инструментами, что является основой формирования устойчивого замысла. И восприятие его также будет обогащаться: в предметах ребенок будет замечать форму, конструкцию, признаки, детали, по - новому характеризующие образ.

Задача педагога заключается в том, чтобы выяснить причину неумения ребенка, определить компонент не имеющий наполнения (восприятие или исполнительство). Если страдает компонент восприятия, то необходимо организовывать дополнительные наблюдения с такими детьми, обращать внимание на конструкцию предмета, его детали, части. Дать возможность пощупать, данный предмет, понюхать, при необходимости попробовать на вкус и т. д. Неумение пользоваться кистью, карандашом, несформированность формообразующих или обобщенных способов деятельности заставляют педагога научить этому ребенка.

Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кисточкой, карандашами, фломастерами.

Самыми эффективными способами рисования - являются нетрадиционные способы изобразительной деятельности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том,что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на стол. На листочке дерева, на снегу, на песке, на газет. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги, бумажными тампонами и салфетками, ватными палочками и т. п.

С малышами можно нарисовать, как идет дождик (капельки-пальчики, курочка клюет зернышки, дорисовать ветку мимозы, раскрасить зайчика. Ребенок может придумать целую историю, что он нарисовал, и это уже развивает у него творчество и воображение.

Одним из самых любимых и увлекательных занятий для детей является изготовление поделок из различных материалов, которые не только увлекают ребёнка, но также развивают у него воображение, мышление, мелкую моторику, творческую активность, координируют работу глаз и обеих рук. Детям в этом возрасте можно предложить сделать дорожку из гречки для колобка, при знакомстве с народной игрушкой украсить зёрнышками кофе, арбузными семечками, горохом сарафан у матрёшки, лошадку или петушка, использовать манную крупу для изображения снега, с помощью макаронных изделий в ходе знакомства с домашними животными украсить овечку или создать образ пушистой тучки из кусочков ваты. Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать.

Одним из условий познания ребёнком окружающего мира является отражение этого мира в творчестве ребёнка. Все, что он видит и о чем мечтает, может воплотиться в лепных образах. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли, их можно использовать как атрибуты для сюжетно - ролевых игр.

Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Одним из главных условий развития творчества является наличие интереса к изобразительной деятельности.

1. Н. П. Сакулина указывает на важность игрового отношения к предметам. Все занятие необходимо проводить в игровой форме, усвоение изображения происходит через игру. Многие авторы предлагают использовать игровые сюрпризные моменты – в гости приходят игрушки, для которых создается изображение. Использование произведений искусства в работе с дошкольниками так же способствует развитию творчества детей.

2. Начиная занятия со сказки, веселого стихотворения или потешки, можно эмоционально затронуть малыша, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления.

Поддерживая интерес к деятельности, можно предложить разные способы достижения желаемого. Например, если не удается нарисовать машинку, предложите сделать машину из конструктора. Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое, следует понять причину и усложнить или облегчить его. Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться., стараться привлекать ребенка к логическому завершению задания.

3. Не менее важным условием исследователи считают наличие действенного мотива деятельности. Мотив может быть направлен на достижение результата деятельности (Рисование – «осень» - ты знаешь, какая бывает осень. А мама не знает, какая осень красивая. Давай ей покажем). Так же мотив может быть основан на потребности ребенка кого-либо порадовать, помочь кому-либо.

4. Необходимо обеспечить и правильное восприятие предметов. С этой целью проводятся наблюдения, экскурсии, обследования т. е. обогащается сенсорный опыт ребенка – потрогать, погладить, обвести форму, рассмотреть иллюстрации, фотографии. В процессе восприятия предметов уточняются представления о форме, цвете, конструкции, определяются его художественные достоинства.

5. Необходимо формировать исполнительские навыки детей, знакомить с изобразительными материалами, закреплять способы действия с ними, показывать их выразительные возможности, развивать формообразующие движения, т. к. это важное условие, способствующее развитию изобразительного творчества.

6. Воспитатель должен предусмотреть вариативность предмета изучения, способов показа (круг можно закрасить разными приемами, вариативность использования образцов (несколько Снегурочек в качестве образца, похожих но не одинаковых, что обеспечивает отсутствие стандарта в изображении.

7. Важно при подаче материала соблюдать принцип последовательности от простого к сложному. Ведь основная цель воспитателя - вовлечь ребенка в творческий процесс, дать почувствовать, что у него все получается. Здесь нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать, здесь ценятся попытки найти свое, оригинальное решение. Интересные работы могут получаться у многих детей. Так дети раскрепощаются, становятся настоящими творческими людьми.

8. Важна заинтересованность воспитателя в том, что творят дети. Для этого он должен владеть системой знаний о творчестве как о процессе, быть эмоциональным, знать методы, приемы, условия, обеспечивающие творчество.

9. Наличие материальной базы не менее важно, т. к. для реализации замысла, ребенку необходимы разнообразные инструменты, материалы, которые позволяют это сделать. Так же большое значение имеет наличие изобразительного уголка в группе, где ведется работа по знакомству детей с произведениями искусства. В уголке могут быть сосредоточены книги, иллюстрации, альбомы, изобразительные материалы и пр. Воспитатель должен косвенно руководить самостоятельной деятельностью детей в созданной изостудии.

10. Необходимо донести до родителей понимание сути творчества, предложить не ограничивать, а способствовать тому, чтобы ребенок занимался художественной деятельностью дома.

11. Особое внимание следует обратить на то, что детские работы должны «жить» в детском саду. Дети должны видеть, что их работы кому-то нужны – украшают интерьер группы, зала, используются как атрибуты в сюжетно-ролевой игре, (дети лепят из теста баранки, раскрашивают, а затем используют в качестве угощения для кукол) и т. д.

Литература

1. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 56 с.

2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» Творческий центр СФЕРА Москва 2008

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1954. – С. 536.)

4. Теплов Б. М. Психология / Под ред. К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца. – М., 1941. – С. 355–356.)

5. Ульева Е. А. Творческие задания «Времена года»,Тетрадь для занятий с детьми, Москва ВАКО

6. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года)» Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва Мозаика-Синтез 2007

Публикации по теме:

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возрастаРазвитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Родительское собрание в старшей группе «Развитие детского творчества» Цель: Ознакомление родителей со значением детского творчества в развитии старших дошкольников. Предварительная работа: Оформление пригласительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творчества в раннем возрасте
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 18:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД