Галина Жданович
Развитие у детей 6–7 лет координации движений посредством степ-аэробики
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства происходит изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические качества, среди которых ведущее место занимает координация движений. Традиционные занятия по физическому развитию в дошкольной образовательной организации, как правило, не соответствуют общей цели – достижению адекватной физической подготовленности организма ребенка, не способствуют эффективному развитию двигательных умений и физических качеств.
Публикация «Развитие у детей 6–7 лет координации движений посредством степ-аэробики» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
Анализ практической работы в ДОО по физическому развитию детей показал, что около 40% дошкольников 6–7 лет имеют низкий уровень развития основных физических качеств, одним из которых является координация.
Наряду с актуальностью можно выделить существующее противоречие между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с развитием физически развитой личности, ведущей здоровый образ жизни, и существующими традиционными подходами в ДОО, не всегда обеспечивающими должный уровень развития физических качеств воспитанников.
Сейчас многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому в нашем исследовании в качестве ведущего средства развития у детей 6–7 лет координации движений мы рассматриваем степ-аэробику.
Двигательная координация является важным компонентом физической подготовки детей 6–7 лет, существует необходимость более полного и подробного изучения данной проблемы.
Теоретические основы развития у детей 6–7 лет координации движений посредством степ-аэробики
Координация движений – процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
Термин «координация» считается важным понятием в системе физических качеств. Координационные способности – это координирование движения в пространстве, во времени и по усилиям, как следствие приспособления организма к окружающей среде.
Последовательное торможение хорошо концентрируется, но проходящее воздействие на процессы возбуждения, все типы внутреннего торможения в данном возрасте формируются легко и являются крепкими. Дети старшего дошкольного возраста в состоянии координировать свои действия заранее, предугадывать действия. К данному возрасту наблюдается способность дошкольников к произвольной осмысленной регуляции мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, бег, прыжки.
Дети только к 7-8 годам способны к управлению симметричными прыжковыми движениями. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом развития скоростных, скоростно-силовых, гибкости и координационных способностей.
Двигательный анализатор у человека хорошо совершенствуется: дошкольнику доступны двигательные акты, требующие дифференцированных реакций разнообразных мышечных групп.
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается медленно на протяжении многих месяцев и лет. Изучение порождения движений начинается с изучения проблемы о том, какие из них являются врожденными движениями, а какие – выработанными.
В старшем дошкольном возрасте преобладает общая, изобразительная и выразительная моторика. В старшем дошкольном возрасте такие свойства движений, как ритм и темп, хорошо развиты, при этом сила движений ограничена.
Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей, положительно сказываются на овладении новыми двигательными навыками. Этот факт можно объясняется тем, что образование новых навыков связано с теми навыками и отдельными элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, переносятся и облегчают образование новых координационных отношений.
Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму занятия по физическому развитию, можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.
Определено, что координация движений поддается тренировке и дети достаточно легко воспринимают педагогические воздействия, специально направленные на ее развитие.
Степ-аэробика как средство развития координации движений у детей 6-7 лет
Особенность степ-аэробики заключается в том, что частота движений и напряженность проведения упражнений совмещается с ритмом мелодичного аккомпанемента. В степ-аэробике применяется комплекс разнообразных средств, выражающих воздействие на организм дошкольников.
В зависимости от используемых средств занятия степ - аэробикой смогут носить по преимуществу танцевальный, психорегулирующий, атлетический или смешанный характер. Характер энергообеспечения, уровень увеличения функций кровообращения и дыхания имеют зависимость от типа упражнений. Комплекс упражнений партерного характера проявляет более постоянное воздействие на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 уд. /мин. Следовательно, работа в партере носит по преимуществу аэробный характер. В серии упражнений, осуществляемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей тоже вызывают увеличение ЧСС до 130 уд. /мин., танцевальные – до 150, а глобальные – до 160 уд. /мин. Более результативное воздействие на организм показывают серии прыжковых и беговых упражнений.
Аэробика – это комплекс физических упражнений, энергичность которых реализовывается за счет употребления кислорода.
Для получения основательного эффекта длительность выполнения аэробных упражнений должна быть около 20–30 минут. Собственно для циклических упражнений, обращенных на формирование общей стойкости, свойственны основные морфофункциональные видоизменения систем дыхания и кровообращения. Отличия некоторых типов циклических упражнений, объединенные с особенностями строения двигательного действия и техникой его исполнения, не обладают принципиальным смыслом для достижения оздоровительного и профилактического эффекта.
Степ – это небольшая ступенька в высоту около 8 см, в ширину – 25 см, а в длину – 40 см, легкая и обтянутая мягким дерматином.
Один комплекс степ-аэробики, как целого ОД, реализовывается дошкольниками на протяжении трех месяцев, отдельные упражнения по мере их изучения могут трансформироваться, становиться более сложными.
Степ-аэробика – ритмичные движения вниз и вверх по особой степ- платформе, возвышение которой изменяется в зависимости от уровня сложности упражнений. Степ-платформа формирует подвижность в суставах, развивает свод стопы, упражняет равновесие.
Техника степ-аэробики полагает неизменное поддержание верной осанки. Оттого и весьма важно напомнить дошкольникам о необходимости сохранять правильное положение тела в процессе выполнения всех движений.
Огромный смысл имеет выбор музыкального сопровождения к занятиям. Музыка также важна для мотивации детей к занятиям, она задает темп и скорость движений. При предпочтении в выборе музыки инструктор по физической культуре обязан следовать следующим правилам: в музыкальном сопровождении должен присутствовать четкий ударный ритм. Для любого отрезка степ-занятия музыкальное сопровождение должно быть подобрано с учётом назначений по продолжительности и темпу.
Исследование проводилось на базе МБУ детский сад №162 «Олимпия» г. о. Тольятти. В начале исследования были поставлены цель и задача, которые помогли определить ход данного эксперимента. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет: 20 детей в экспериментальной группе и 20 - контрольной группе.
Исследование проходило в 3 этапа:
Первый этап включал в себя педагогическое наблюдение и проведение первичного тестирования детей 6-7 лет
Второй этап включал в себя обработку данных тестирований и построения таблиц с результатами, и проведение повторных тестирований.
Третий этап — проводилась обработка данных исследования, анализ результатов и построение графиков, а также сделаны выводы о проделанной работе.
Экспериментальное исследование развития у детей 6–7 лет координации движений посредством степ-аэробики
Проанализировав теоретические основы развития у детей 6–7 лет координации движения посредством степ-аэробики, я приступили к экспериментальной работе.
Констатирующий эксперимент строился в два этапа:
Целью 1 этапа было выявление уровня развития у детей 6–7 лет координации движений.
Целью 2 этапа констатирующего эксперимента явился анализ работы инструктора физической культуры по развитию у детей 6–7 лет координации движения в ДОО.
Эксперимент проводился на базе МБУ детский сад №162 «Олимпия» г. о. Тольятти. В нем участвовали 40 детей (20 детей – контрольная группа, 20 детей – экспериментальная группа)
Первый этап констатирующего эксперимента, направленный на выявление уровня развития у детей 6–7 лет координации движений.
Результаты диагностики детей.
Диагностическое задание 1. «Прыжки с вращением»
Результаты проведенной методики, в экспериментальной группе: 3 ребенка, что составляет 15% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень развития координации в пространстве.
В контрольной группе низкий уровень развития координации в пространстве был выявлен у 2 детей, что составляет 10% от числа всех обследуемых.
Средний уровень показали 14 детей (70%)
Высокий уровень показал 4 ребенка (20%)
Диагностическое задание 2. Тест на координацию «Прыжки по начерченным линиям»
Результаты проведенной методики, в экспериментальной группе: 5 детей, что составляет 25% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень. Дети отличались вялостью движений, прыжки на одной ноге им не удавались, продвижение по линии им не удавались, они показали очень слабый результат.
Средний уровень наблюдался у 9 детей (45%). Дети неплохо выполняли задание, но частенько вставали на обе ноги.
Высокий уровень был выявлен у 6 детей (30%). Дети четко, правильно и в хорошем темпе выполняли задание.
В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 1 ребенка, что составляет 10% от числа всех обследуемых.
Средний уровень показали 7 детей (70%).
Высокий уровень показал 1 ребенок (10%).
Диагностическое задание 3. Тест на координацию «Кувырки и метание мяча в цель»
Результаты проведенной методики в экспериментальной группе: 5 детей, что составляет 25% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень, дети неправильно выполняли кувырки и не смогли попасть мячом в корзину.
Средний уровень наблюдался у 9 детей (45%). Дети хорошо выполнили кувырки, но мячом в корзину они попасть не смогли.
Высокий уровень был выявлен у 6 детей (30%). Дети выполнили задание полностью, точно и смогли в конце задания попасть мячом в корзину.
В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 5 детей, что составляет 25% от числа всех обследуемых.
Средний уровень был выявлен — 50% детей
Высокий уровень показали 5 детей (25%)
Диагностическое задание 4. «Балансирование на гимнастической скамейке»
Результаты проведенной методики, в экспериментальной группе 5 детей, что составляет 25% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень.
Средний уровень показали 9 детей (45%)
Высокий уровень был выявлен 6 детей (30%)
В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 5 детей, что составляет 25% от числа всех обследуемых
Средний уровень показали 10 детей (50%)
Высокий уровень показал 5 детей (25%)
Диагностическое задание 5. «Стойка на одной ноге»
Результаты проведенной методики в экспериментальной группе: 5 детей, что составляет 25% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень
Средний уровень наблюдался у 9 детей (45%)
Высокий уровень был выявлен у 6 детей (30%)
В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 5 детей, что составляет 25% от числа всех обследуемых
Средний уровень показали 10 детей (50%)
Высокий уровень показали 5 детей (25%)
После проведения всех диагностических методик на констатирующем этапе исследования я выделила уровни развития у детей 6–7 лет координации движения.
Низкому уровню соответствовали следующие характеристики детей: они без особого труда повторяют несложные упражнения вслед за инструктором по физической культуре, но при этом их повторы вялые, малоподвижные, наблюдается некоторая заторможенность действий, слабое реагирование на словесные указания инструктора по физической культуре, недостаточная двигательная координация.
Средний уровень характеризовался свободными произвольными движениями детей, хорошей двигательной координацией, легкостью, гибкостью, быстротой движений. Однако, этому уровню свойственна слабая активность детей.
Высокий уровень характеризовался высокой двигательной активностью детей, хорошей координацией в пространстве, в динамике и во времени, слаженность отдельных частей движения в целостном двигательном акте, свободную двигательную ориентацию, хорошим реагированием на словесные указания инструктора по физической культуре.
Таким образом, исходя из полученных результатов проведенной работы, можно сделать вывод о том, что 9 детей (45 %) из экспериментальной группы и 10 детей (50 %) из контрольной имеют средний уровень. 6 детей из экспериментальной группы – 30 % и 5 детей из контрольной группы – (25%) имеют высокий уровень по результатам исследования. Это те дети, которые охотно и верно выполняли все необходимые задания, справлялись с трудностями.
Процент низкого уровня умений у детей экспериментальной группы и контрольной группы (по 5 ребенка из каждой группы – 25 %, эти дети с трудом справлялись практически со всеми предложенными заданиями по методике обследования.
Физическое воспитание в ДОО осуществляется по программе Н. В. Полтавцева «Из детства в отрочество». В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания, которое осуществляется как в специально организованной педагогом деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности воспитанников.
Организация развития у детей 6–7 лет координации движений в ДОО посредством степ-аэробики
Цель формирующего этапа – разработать и экспериментально апробировать комплекс по степ-аэробике для развития у детей 6–7 лет координации движения.
Учитывая интерес детей к физкультурным ОД с музыкальным сопровождением и то обстоятельство, что с каждым годом все больше детей имеют проблемы со здоровьем, решили ввести в систему физкультурно- оздоровительной работы ДОО ОД по степ-аэробике для детей 6–7 лет, так как именно этот возраст является наиболее важным периодом для формирования координации движения. ОД по степ-аэробике проводили 2 раз в неделю во второй половине дня.
При распределении упражнений правильно дозировали физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не превышала 150-160 уд. /мин.
Инструктор по физической культуре непрерывно наблюдала за выполнением детьми движений и исправляла индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети овладевали основными движениями под музыку.
Входе формирующего этапа исследования в начале экспериментальной работы мы разучили с детьми основные подходы к степ платформе, для решения этой задачи нами использовались знакомые детям строевые упражнения: построение в шеренгу перед степами, ходьба по кругу обходя степы расположенные в две линии, передвижение по диагонали, ходьба противоходом, змейкой обходя степ-платформы расположенные в две линии или по кругу: «квадратом» или «ромашкой». Для детей степ-платформы оказались очень привлекательным ориентиром, дети были более организованы и выполняли движения более качественно, также этому способствовало на наш взгляд использование музыкального сопровождения. Кроме этого на этом этапе нами использовались общеразвивающие упражнения без предметов, где степ- платформа выступала, как опора и ориентир, основной задачей было сохранение равновесия и создание «чувства платформы».
Для разучивания базовых шагов мы использовали следующую методику обучения: сначала мы использовали выполнение базовых шагов под речитатив, затем под счёт и под музыку.
Базовые шаги:
1. Базовый шаг – основной. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла. Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – вниз. Цикл основного шага (с одной ноги) – 4 счета, переменного шага (считается вход на платформу обеими ногами) – 8 счетов.
2. Приставной шаг наверху – внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла. Выполнение: П – наверх, Л – приставить на верху, Л – вниз, П – приставить внизу. Цикл – 4 счета.
3. Приставной шаг наверху. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла. Выполнение: П – вверх, Л – приставить, Л – вниз, П – вниз; далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.
4. Приставной шаг внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла. Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – приставить, далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.
5. Ви – шаг – основной и переменный. Подход – спереди. Выполнение: П – вверх врозь, Л – вверх врозь, П – вниз вместе, Л – вниз вместе. Цикл – 4-8 счетов.
6. Шаг с подъемом колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла. Выполнение: П – вверх, Л – поднять колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл - 8 счетов.
7. Разновидности подъема ноги (в сторону, скрестно, захлест голени). Выполнение переменного и основного шага из всех видов подходов.
8. Шаг с поворотом – переменный. Подход – сбоку. Выполнение: П – вверх, Л – вверх по диагонали, П – вниз с поворотом левым боком, Л – вниз, приставить к правой. Цикл – 8 счетов.
9. Через платформу – переменный шаг. Подход – сбоку. Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, с другой стороны платформы, Л – вниз, приставить к правой ноге.
10. Выпады. Выполняются на полу, на пол назад сверху платформы.
11. Шаг врозь наверх – основной и переменный.
12. Шаг врозь вниз – основной и переменный. Подход – сверху. Выполнение: П – вниз врозь, Л – вниз врозь, П- вверх на платформу, Л - вверх на платформу. Цикл – 4-8 счетов. Подход - по сторонам. Выполнение: П – врозь вверх, Л – врозь вверх, П – вниз врозь, Л – вниз врозь. Цикл – 4-8 счетов.
В ОД со степ-аэробикой нами использовались разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям: показ, объяснение, художественное слово, наглядность, повторение, воспитание инициативы и творчества; поощрение, которое вызывало у детей желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшало качество их выполнения.
Анализ эффективности экспериментальной работы
После проведения формирующего этапа нами был проведен контрольный эксперимент, который позволил выявить динамику уровня развития у детей 6–7 лет координации движения.
Диагностическое задание 1 «Прыжки с вращением»
Средний уровень наблюдался у 12 детей (60%)
Высокий уровень был выявлен у 8 детей (40%)
В контрольной группе низкий уровень развития у 2 детей, что составляет 10% от числа всех обследуемых
Средний уровень показали 14 детей (70%)
Высокий уровень показали 4 ребенка (20%)
Диагностическое задание 2. Тест на координацию «Прыжки по начерченным линиям»
В экспериментальной группе низкий уровень наблюдался у 2 детей (10%)
Средний уровень наблюдался у 11 детей (55%)
Высокий уровень был выявлен у 7 детей (35%)
В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 20% от числа всех обследуемых
Средний уровень показали 11 детей (55%)
Высокий уровень показали 5 детей (25%)
Диагностическое задание 3. Тест на координацию «Кувырки и метание мяча в цель»
В экспериментальной группе низкий уровень наблюдался у 2 детей (10%)
Средний уровень наблюдался у 11 детей (55%)
Высокий уровень был выявлен у 7 детей (35%)
В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 20% от числа всех обследуемых
Средний уровень показали 11 детей (55%)
Высокий уровень показали 5 детей (25%)
Диагностическое задание 4. «Балансирование на гимнастической скамейке»
В экспериментальной группе низкий уровень наблюдался у 2 детей (10%)
Средний уровень наблюдался у 11 детей (55%)
Высокий уровень был выявлен у 7 детей (35%)
В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 20% от числа всех обследуемых
Средний уровень показали 11 детей (55%)
Высокий уровень показали 5 детей (25%)
Диагностическое задание 5. «Стойка на одной ноге»
В экспериментальной группе низкий уровень наблюдался у 2 детей (10%)
Средний уровень наблюдался у 11 детей (55%)
Высокий уровень был выявлен у 7 детей (35%)
В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 20% от числа всех обследуемых
Средний уровень показали 11 детей (55%)
Высокий уровень показали 25% детей
По результатам диагностики мы распределили всех детей по уровням развития у детей 6–7 лет координации движения, таблицы сравнительных результатов представлены в приложении.
Таким образом, исходя из полученных результатов проведенной экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что 11 детей (55 %) из экспериментальной группы и 10 детей (50 %) из контрольной имеют средний уровень, это на 5 % больше, чем на констатирующем этапе в обеих группах.
8 детей из экспериментальной группы – 40 %, что на 10 % больше, чем на констатирующем этапе и 5 детей из контрольной группы – (25 %) – уровень остался прежним, имеют высокий уровень по результатам исследования.
Низкий уровень в экспериментальной группе имеют 2 ребенка (10 %, что на 15 % меньше, чем на констатирующем этапе. У детей контрольной группы низкие показатели имеют 4 ребенка контрольной группы – 20 %, что на 5 % ниже, чем на констатирующем этапе. Данные цифры говорят, что под влиянием формирующего этапа показатели у детей экспериментальной группы значительно улучшились, больше, чем у контрольной группы.
Таким образом, на констатирующем этапе были выявлены уровни развития у детей 6–7 лет координации движения у детей контрольной и экспериментальной групп: 9 детей (45 %) из экспериментальной группы и 10 детей (50 %) из контрольной имеют средний уровень. 6 детей из экспериментальной группы – 30 % и 5 детей из контрольной группы – (25%) имеют высокий уровень по результатам исследования. Это те дети, которые охотно и верно выполняли все необходимые задания, справлялись с трудностями. Ярко выражен процент низкого уровня умений у детей экспериментальной группы и контрольной группы (по 5 детей из каждой группы – 25 %, эти дети с трудом справлялись практически со всеми предложенными заданиями по методике обследования.
На формирующем этапе был разработан и апробирован комплекс степ-аэробики, который способствовал повышению уровня развития у детей 6–7 лет координации движения.
Таким образом, можно отметить, что для развития у детей 6–7 лет координации движений может быть рекомендован для использования в ДОО комплекс степ-аэробики.
Заключение
Анализ литературы показал, что развитие у детей старшего дошкольного возраста координации движений является одной из важнейших задач в системе физкультурно - оздоровительной работы в условиях ДОО. При этом проблема поиска методов и средств, способствующих развитию у детей старшего дошкольного возраста двигательной координации с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре (степе) остается недостаточно изученной.
Анализ предоставленной документации воспитателя и инструктора по физической культуре в ДОО обнаружил, что во время занятий по физическому развитию с детьми 6–7 лет не применяют гимнастические упражнения и упражнения для формирования координации движений, а также не применяются упражнения на степах. Многие педагоги и родители замечают, что дошкольники проявляют интерес и хотят выполнять разнообразные упражнения в условиях ограниченной опоры, непостоянного равновесия в процессе применения степ-аэробики. При этом программ и методик по степ-аэробике для детей старшего дошкольного возраста не представлено.
Внедряя программу по степ-аэробике были видны изменения в развитии координационных способностей детей. Ребенок получает элементарные представления о строении своего тела, органов. Он начинают понимать, что такие занятия ему необходимы для его здоровья.
Такие занятия нужно проводить как можно чаще, это и эмоционнальная разгрузка к концу недели или к концу учебного года. Проведенные мероприятия подвигли детей и родителей пойти в секции по спорту, такие как детский фитнес, художественная гимнастика, акробатика, танцы разной направленности.
Для инструкторов по физической культуре в ДОУ были так же разработаны методические пособия, конспекты занятий, подвижные игры с использованием степ-платформы, проведены консультации. В дальнейшем инструктора разработают программу по детскому фитнесу на степ-платформе. Методика была апробированна и является достоверной.