Получи документы

Развитие у детей младшего дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики

Наталья Гаврилова
Развитие у детей младшего дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики

Условия возникновения опыта

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. По наблюдениям педагогов и психологов дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

Публикация «Развитие у детей младшего дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики» размещена в разделах

Актуальность

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Ведущая педагогическая идея.

Цель моей работы: развитие основ мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на основе пальчиковой гимнастики и дидактических игр.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста посредством пальчиковой гимнастики и дидактических игр.

3. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук детей.

Теоретическая база опыта

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо соблюдение в работе следующих принципов:

Принципы доступности и индивидуальности.

Принципы последовательности и систематичности.

Принцип связи с жизненным опытом.

Принцип наглядности.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию ручной моторики детей, в подборе методов, приемов и средств : пальчиковые игры и гимнастику, пальчиковый театр; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками, с сухим бассейном ; игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др., бусами, шнуровками; занятия со счетными палочками, с конструктором; работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами, прищепками).

В группе предполагается создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Пальчиковые игры и упражнения разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает дальнейшее обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к пальчиковым играм и упражнениям. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию моторики детей.

Технология опыта.

Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика у детей с ОВЗ развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте со специалистами ДОУ.

Во время проведения дидактических игр и пальчиковой гимнастики использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко.

Наглядно-действенный метод обучения.

В младшем дошкольном возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал.

Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». На основе данной литературы разработала:

• перспективный план по развитию мелкой моторики,

• систематизировала игры,

• дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,

• оформила картотеку пальчиковых игр со стихами.

В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно.

Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с педагогами.

Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Результативность

Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей младшего возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, успешнее начала развиваться речь, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму.

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что пальцы детей стали более подвижными и послушными, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.

Адресная направленность.

Данный опыт может быть использован учителями – дефектологами, логопедами, воспитателями ДОУ для успешного развития ручной моторики детей младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Социальная адаптация детей с общим недоразвитием речи В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает проблема их социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей младшего дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 23:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД