Получи документы

Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений

Альбина Шахватова
Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений

(4 года — 5 лет)

У детей четырех-пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш — и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности : характером, темпом, динамикой, регистром.

Публикация «Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений» размещена в разделах

К детям средней группы на занятиях музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования: педагог учит их точнее исполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения; будит воображение, наблюдательность детей, развивает в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.

Обучая движениям, воспитатель углубляет знания и представления детей об окружающем. Так, например, в упражнениях, в играх дети своими движениями передают повадки различных зверей (хитрая лиса, трусливый заяц, злой волк и др., в хороводах про весну и березку передают светлое, радостное чувство от наблюдений, полученных на прогулке в весенний день.

Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, педагог продолжает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память.

Продолжая обучение умению согласовывать свои движения с характером музыки, педагог использует более разнообразные по содержанию и форме музыкальные произведения, подводит детей к различению и осознанию наиболее простых элементов музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко — тихо, регистровой окраски (высокое и низкое звучание, темпа (быстро — медленно) и с простейшей формой музыкального произведения. Педагог предлагает детям двигаться под музыку двух- и трехчастных произведений с ярко контрастными частями и менять движения со- гласно изменению характера музыки. Педагог учит детей воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером данной музыки.

Примером может служить «Игра с бубном» под музыку (М. Красев «Полька»).

Описание игры

Дети становятся в круг. Один ребенок с бубном в руках стоит в середине круга.

Первая часть музыки — ребенок бьет в бубен. Дети танцуют на месте, кто как хочет, согласуя свои движения с характером музыки.

Вторая часть — дети, закрыв глаза, присаживаются на корточки, ребенок с бубном тихонько выходит из круга, проходит позади сидящих детей и бесшумно кладет бубен за спиной одного из них. С последним аккордом дети, не оборачиваясь, ищут бубен руками за своей спиной.

Тот, у кого оказался бубен, идет в круг.

Третья часть — ребенок, получивший бубен, танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

Затем игра повторяется сначала с новым водящим.

В хороводах и играх под пение воспитатель учит детей передавать в движении характер мелодии и содержание текста песни — хороводные игры под песни «Васька-кот» (музыка Г. Лобачева, «Ворон» (русская народная мелодия, «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др.

В соответствии с приобретаемыми в средней группе музыкальными умениями воспитатель уделяет главное внимание выработке умения быстро и легко изменять характер своего движения. Дети учатся в соответствии с музыкой легко и быстро переходить со спокойной ходьбы на бег, с сильного энергичного шага — на тихую ходьбу, с бега — на марш, на прыжки. В конце года дети осваивают поскоки с ноги на ногу, в плясках — разнообразные движения : выставление ноги на пятку, поочередное «выбрасывание» ног вперед, шаг на всей ступне, на носочках, приставной шаг.

Педагог учит детей в играх, в плясках, упражнениях в соответствии с разнообразием музыки двигаться врассыпную, в круге, сужать и расширять круг, двигаться небольшими группами, в парах, взявшись за одну руку, за обе руки, под руку, перестраиваться при ходьбе, изменять направление.

Приоритетное направление работы с детьми четырех-пяти лет — развитие основных движений. В этом возрасте закладываются основы всех видов ходьбы, бега, прыжков. Дети должны знать названия различных основных и танцевальных движений : высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, подскоки, прыжки, прямой галоп, качание рук, пружинки, приставной шаг и т. д.

К концу года дети должны уметь:

1) воспринимать музыку и точнее согласовывать свои движения с характером музыкальных произведений;

2) изменять движения в связи с изменением темпа, громкости звучания; в играх с пением передавать содержание текста и характер мелодии песни;

3) в музыкально-двигательных этюдах игрового характера использовать выразительную мимику и пантомиму.

Музыкальные игры, пляски и упражнения

В средней группе, так же как и в младшей, основным средством обучения движению является музыкальная игра.

Тематика игр становится более разнообразной. В играх отражается не только то, что дети непосредственно наблюдают в окружающей их жизни, но образы и явления, знакомые детям по рассказам и сказкам (игры «Самолеты», «Зайцы и медведь», «Ворон» и т. д.). Сюжет игры становится более развернутым, а действие — более детализированным, как, например, в играх «Уточка», «Кто у нас хороший?» и др. С детьми средней группы проводятся также музыкальные игры без сюжета, например игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина).

В связи с усложнением музыки (по характеру, средствам выразительности, по форме) усложняется и построение игр. Вводятся игры с разделением детей на группы, исполняющие разные роли (игры «Уточка», «Зайцы и медведи», игры с элементами соревнования. Все эти игры помогают воспитывать в детях наблюдательность, выдержку, воображение, внимание, память, прививают необходимые навыки поведения в коллективе: честность, умение считаться с интересами сверстников, ответственность за выполнение данного задания.

В средней группе, как и в младшей, дети исполняют пляски по показу и пляски с зафиксированными движениями, самостоятельно используя знакомые движения. Используются пляски более разнообразные по построению (в парах, в кругу, пляски типа «Приглашение» — с постепенным включением в пляску большего числа пляшущих, а также и по музыкальному сопровождению.

Видоизменяется и методика разучивания музыкальных игр и плясок. Учитывая особенности данного возраста, педагог в играх, упражнениях и плясках предоставляет детям возможность самостоятельно выполнить задание, помогая им по мере необходимости показом, объяснением, указанием. Он вырабатывает у детей умения играть и плясать без его участия, самостоятельно повторять знакомые игры и пляски, упражнения.

Обучая детей, педагог использует различные приемы, варьируя их в связи с изменением содержания обучения. Знакомя детей с новыми музыкальными произведениями, с характером, средствами музыкальной выразительности (с громкостью звучания, темпом, с формой данного произведения, педагог привлекает к ним внимание детей при помощи выразительного исполнения произведения и пояснений. Все это происходит в процессе ознакомления с игрой, пляской, упражнением, с их содержанием, построением, игровыми образами.

На занятиях значительное время отводится выразительному показу движений воспитателем или ребенком. Характер пояснений воспитателя должен соответствовать характеру музыки. Так, например, ласково рассказывает он о колыбельной песне, бодро и четко дает указания при объяснении веселой игры.

Обучая двигательным навыкам, воспитатель в большей мере использует упражнения. Эти упражнения бывают направлены на усвоение умений и на разучивание отдельных движений, необходимых для той или иной игры и пляски, для выработки отдельных элементов движений. Воспитатель и здесь использует метод показа, который должен быть четким, выразительным, должен помогать детям правильно выполнять движения, согласовывать их с музыкой. В других случаях дети сначала смотрят, как выполняет движение воспитатель, а затем повторяют это движение самостоятельно.

В процессе работы следует проверить, как усваивается материал занятия: вызвать из группы двух-трех детей и предложить им показать под музыку то или иное движение, упражнение. При этом чаще всего вызываются дети, лучше усвоившие движение. Иногда вместе с ними необходимо вызывать и менее активных детей. Они подтягиваются, активизируются и двигаются лучше. Воспитатель поправляет детей, если это необходимо. Например, если ребенок вяло движется под звуки громкой и быстрой музыки, воспитатель подсказывает ему, чтобы он исполнял движения более энергично.

В зависимости от содержания и построения музыкальной игры видоизменяется и методика. В отдельных случаях педагог рассказывает о содержании игры, затем под музыку показывает движения. В других случаях педагог сначала исполняет музыкальное произведение, обращает внимание на характерные средства музыкальной выразительности, а затем уже раскрывает его содержание.

Разучивание музыкальных игр проходит в несколько этапов. При первоначальном ознакомлении с игрой воспитатель начинает с краткой беседы или рассказа. Иногда он сопровождает свое объяснение показом; в других случаях вместе с детьми включается в игру. Можно в процессе игры дать нужные указания, но предоставить детям возможность проявить большую самостоятельность. В этом случае воспитатель последовательно уточняет и совершенствует исполнение игры детьми.

На каждом занятии при разучивании игры воспитатель ставит перед детьми новые задачи. Разученная игра неоднократно повторяется. Иногда в нее вносятся новые элементы, и она видоизменяется, усложняется; игра может сочетаться с другими играми, плясками, песнями. Например, игра «Самолет» (муз. М. Раухвергера) может начинаться исполнением песни «Самолет» (музыка М. Магиденко) и закачиваться веселой пляской «летчиков».

Приведем примерные образцы последовательного разучивания игр.

Игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина)

Вот другой пример разучивания игры.

«Зайцы и медведь», «Заинька, попляши» (муз. Н. А. Римского-Корсакова)

«Медведь» (муз. В. Ребикова)

Хоровод «Уточка» (песня «Веселая дудочка», муз. М. Красева)

Танец «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М. Раухвергера)

Программные умения: учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характером музыки припева : выразительно, задорно начинать движения припева.

1- е занятие. Слушание музыки «Гречаныки». Различать характер музыки запева и припева. Показ движений припева.

2- е занятие. Повторение движений припева. Показ движений запева воспитателем и повторение их детьми.

3-е занятие. Выполнять движения в соответствии с различным характером музыки и запева, и припева.

4-е занятие. Точно с музыкой начинать и заканчивать движения. Показ хорошо танцующей пары.

Публикации по теме:

Методы и приемы разучивания музыкально-ритмических движений «Методы и приемы разучивания музыкально-ритмических движений» Ольга Арутюнян Тема «Методы и приемы разучивания музыкально-ритмических движений».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений Оглавление 1. Введение….…. 3 2. Виды музыкально – ритмических движений …. 5 3. Методические рекомендации по.

Игры на основе музыкально-ритмических движений «ПРОГУЛКА»Для игры дети образуют «змейки» по 5-6 человек, назначенный ведущий за- дает характерное, импровизированное движение для своей.

Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста» Программа саморазвития по теме: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста». Срок.

Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста» Программа саморазвития по теме: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста». Содержание:.

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми с ОВЗ Развитие музыкально-ритмических движений с детьми с ОВЗ. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Эффективными средствами в.

Развитие музыкально-ритмических движений в подготовительной группе Цель: формирование средствами музыки и ритмических движенийразнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего.

Развитие танцевально-ритмических движений детей дошкольного возраста в процессе формирования личности Развитие танцевально-ритмических движений детей дошкольного возраста в процессе формирования личности. Одним из наиболее ответственных периодов.

Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Торопова Т. А., музыкальный руководитель, Мамедова Е. В., воспитатель.

Значение музыкально-ритмических движений в музыкально-эстетическом воспитании дошкольниковЗначение музыкально-ритмических движений в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников Музыка! Какую значительную роль играет она в воспитательном процессе! Ребенок эмоционально воспринимает ее образы, откликается на выраженные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 22:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД