татьяна Ищенко
Развитие у детей творческого потенциала методами инновационной технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Ищенко Т. В. ,
воспитатель КГКП д/с «Акбота» г. Караганда
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, творческие, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения.
Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят изменения во всех сферах его психики, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях. И помочь развить у детей дошкольного возраста творческое воображение, изобретательскую смекалку, диалектическое мышление умелое использование приемов и методов ТРИЗ.
Публикация «Развитие у детей творческого потенциала методами инновационной технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
С самого начала дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям понять многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Используя элементы ТРИЗ в игровом процессе, педагоги помогают детям анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Наша цель - не только развить воображение детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Мы считаем, что ТРИЗ – это инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Лучше применять ТРИЗ постепенно, включая отдельные ее методы и приемы в беседы, прогулки, игры, занятия.
На занятиях с детьми необходимо постоянно пытаться в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий не надо уходить, их надо решать. Для этого можно использовать такие приемы, как «дробление-объединение», решение противоречий в пространстве, времени и т. д.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого мы применяемцелую систему методов и приемов, подкрепляя их игровыми и сказочными задачами. Детям предлагаем игры «Хорошо-плохо», «Наоборот». «Перевертыши», «Конструирование фраз».
Для развития воображения, речи, фантазии используем метод фокальных объектов (МФО). Детям предлагают придумать фантастическое животное, датьему название, наделить его такими возможностями, которые помогут ему приспособиться к окружающей среде, защитить его.
Эффективен метод «Системный оператор», позволяющий рассмотреть любой предмет в системе. К примеру, рассуждая с детьми о зиме, весне, лете,осени, о смене времени года, нам не обязательно посвящать детей во все сложнейшие природные закономерности, достаточно обозначить главную функцию системы – переход одной структуры (зимы) в другую (весну). А на этот смысловой стержень дети уже сами нанизывают кольца своих детских познаний – и о погоде, и об одежде, и о настроении. Далее, разбивая систему на подсистему, мы говорим об одежде, о том, как она меняется со сменой сезонов у людей, животных, у деревьев. В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно, и если нарушить одно звено этой цепочки, то нарушится другое звено, другая система.
Использование элементов ТРИЗ в изодеятельности приносит детям устойчивое увлечение сказочным миром искусства, что способствует развитию его воображения и способностей. Творческие способности – это необходимый навык для успешной жизни. К счастью, эта способность может развиваться, так как она дана от рождения. Проснувшийся творческий дух значит гораздо больше, чем обычная интуиция. Эта способность регулярно и непрестанно решать повседневно возникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины и шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать нестандартным мыслям.
«Пальцевая живопись», «Монотипия», «Волшебный рисунок» (рисование свечой, «Кляксография», «Ниткопись» и т. д., все это приемы ТРИЗ. Разработанные и проведенные экспериментальные занятия по рисованию с использованием нестандартных техник, способствовали обучению детей с проявлением повышенного интереса и увлечения.
Использование ТРИЗ нашли свое широкое применение на прогулках. Здесь такой огромный спектр возможностей. Мы используем приемы фантазирования: динамизация, увеличение, уменьшение, изменение законов природы, оживление.
Например: воспитатель предлагает оживить камень. Представить: Кто его друзья? Что он может рассказать нам о себе? Как он попал на эту поляну? Можно использовать приемы эмпатии – дети «примеряют» на себя роль наблюдаемого: «Представь, что ты превратился в муравья», «Кого ты боишься?», «Что тебе хочется?».
Такое общение с природой помогает детям увидеть мир неизвестного, мир превращений и изменений, сделать самостоятельный вывод о том, что все вокруг нас меняется и движется. Эти маленькие открытия детей раскрепощают, позволяют снятьбоязнь перед новым, неизведанным.
Данные мониторинга компетентностного уровня развития дошкольников показали, что показатели в процентном соотношении стартового и промежуточного среза знаний выросли на 20,8%. Это дает возможность проследить, что использование методов и приемов ТРИЗ дает положительные и эффективные результаты.
Используя в работе ТРИЗ, мы вместе с детьми учимся находить логический выход из любой жизненной ситуации, а ребята грамотно, и самое главное, самостоятельно решают возникшие у них проблемы, готовя себя к активной деятельности в окружающем мире.
Литература:
1. Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994.
2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн. : Университетское, 2000.
3. Страунинг А. М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995.