МААМ-картинки

Развитие у детей творческого потенциала методами инновационной технологии ТРИЗ

татьяна Ищенко
Развитие у детей творческого потенциала методами инновационной технологии ТРИЗ

Ищенко Т. В. ,

воспитатель КГКП д/с «Акбота» г. Караганда

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, творческие, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения.

Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят изменения во всех сферах его психики, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях. И помочь развить у детей дошкольного возраста творческое воображение, изобретательскую смекалку, диалектическое мышление умелое использование приемов и методов ТРИЗ.

Публикация «Развитие у детей творческого потенциала методами инновационной технологии ТРИЗ» размещена в разделах

С самого начала дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям понять многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Используя элементы ТРИЗ в игровом процессе, педагоги помогают детям анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Наша цель - не только развить воображение детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Мы считаем, что ТРИЗ – это инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Лучше применять ТРИЗ постепенно, включая отдельные ее методы и приемы в беседы, прогулки, игры, занятия.

На занятиях с детьми необходимо постоянно пытаться в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий не надо уходить, их надо решать. Для этого можно использовать такие приемы, как «дробление-объединение», решение противоречий в пространстве, времени и т. д.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого мы применяемцелую систему методов и приемов, подкрепляя их игровыми и сказочными задачами. Детям предлагаем игры «Хорошо-плохо», «Наоборот». «Перевертыши», «Конструирование фраз».

Для развития воображения, речи, фантазии используем метод фокальных объектов (МФО). Детям предлагают придумать фантастическое животное, датьему название, наделить его такими возможностями, которые помогут ему приспособиться к окружающей среде, защитить его.

Эффективен метод «Системный оператор», позволяющий рассмотреть любой предмет в системе. К примеру, рассуждая с детьми о зиме, весне, лете,осени, о смене времени года, нам не обязательно посвящать детей во все сложнейшие природные закономерности, достаточно обозначить главную функцию системы – переход одной структуры (зимы) в другую (весну). А на этот смысловой стержень дети уже сами нанизывают кольца своих детских познаний – и о погоде, и об одежде, и о настроении. Далее, разбивая систему на подсистему, мы говорим об одежде, о том, как она меняется со сменой сезонов у людей, животных, у деревьев. В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно, и если нарушить одно звено этой цепочки, то нарушится другое звено, другая система.

Использование элементов ТРИЗ в изодеятельности приносит детям устойчивое увлечение сказочным миром искусства, что способствует развитию его воображения и способностей. Творческие способности – это необходимый навык для успешной жизни. К счастью, эта способность может развиваться, так как она дана от рождения. Проснувшийся творческий дух значит гораздо больше, чем обычная интуиция. Эта способность регулярно и непрестанно решать повседневно возникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины и шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать нестандартным мыслям.

«Пальцевая живопись», «Монотипия», «Волшебный рисунок» (рисование свечой, «Кляксография», «Ниткопись» и т. д., все это приемы ТРИЗ. Разработанные и проведенные экспериментальные занятия по рисованию с использованием нестандартных техник, способствовали обучению детей с проявлением повышенного интереса и увлечения.

Использование ТРИЗ нашли свое широкое применение на прогулках. Здесь такой огромный спектр возможностей. Мы используем приемы фантазирования: динамизация, увеличение, уменьшение, изменение законов природы, оживление.

Например: воспитатель предлагает оживить камень. Представить: Кто его друзья? Что он может рассказать нам о себе? Как он попал на эту поляну? Можно использовать приемы эмпатии – дети «примеряют» на себя роль наблюдаемого: «Представь, что ты превратился в муравья», «Кого ты боишься?», «Что тебе хочется?».

Такое общение с природой помогает детям увидеть мир неизвестного, мир превращений и изменений, сделать самостоятельный вывод о том, что все вокруг нас меняется и движется. Эти маленькие открытия детей раскрепощают, позволяют снятьбоязнь перед новым, неизведанным.

Данные мониторинга компетентностного уровня развития дошкольников показали, что показатели в процентном соотношении стартового и промежуточного среза знаний выросли на 20,8%. Это дает возможность проследить, что использование методов и приемов ТРИЗ дает положительные и эффективные результаты.

Используя в работе ТРИЗ, мы вместе с детьми учимся находить логический выход из любой жизненной ситуации, а ребята грамотно, и самое главное, самостоятельно решают возникшие у них проблемы, готовя себя к активной деятельности в окружающем мире.

Литература:

1. Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994.

2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн. : Университетское, 2000.

3. Страунинг А. М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995.

Публикации по теме:

«Речевое развитие» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (для старшей группы) «Как муравьишка домой спешил» Программное содержание: 1. упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине,.

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она.

Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития.

Инклюзивное образование. Занятие по улучшению адаптационных возможностей детей посредством активизации творческого потенциала Автор: педагог-психолог Принцева О. И. Тема: «В гостях у Дюймовочки». Цель: повышение адаптационных возможностей воспитанников за счет активизации.

Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии  «Современная форма развития детей-экспериментирование» Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.

Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ» С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии.

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы)Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы) Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ – технологии. (из опыта работы воспитателя I – категории Лесниковой.

Развитие творческого потенциала учащихся посредством формирования навыков плетения кос. Развитие творческого потенциала учащихся посредством формирования навыков плетения кос Введение История парикмахерского искусства насчитывает.

Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство - это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время.

Семинар для педагогов «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности» Семинар для педагогов «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности». Человек, воспитанный искусством,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей творческого потенциала методами инновационной технологии ТРИЗ
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 17:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД