Папки-передвижки

Развитие у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности, подготовки руки к письму, обучение основам грамоты

Галина Иванова
Развитие у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности, подготовки руки к письму, обучение основам грамоты

1 слайд -Цель: формирование у детей общей культур, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Публикация «Развитие у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности, подготовки руки к письму, обучение основам грамоты» размещена в разделах

2 слайд- «Обучение дошкольников грамоте и подготовка их руки к письму»

Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму.

Задачи: Создание в группе особого микроклимата доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.

Формирование у дошкольников начального познания языковой деятельности, на

которую можно опереться при обучении в школе;

Реализация модели познавательно-речевого развития дошкольников;

Развитие психологических функций: внимания, памяти, мышления, воображения,

различных мыслительных операций;

Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения,

обобщения, исключения, моделирования и конструирования.

3 слайд- «Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности»

- Наличие познавательных и социальных мотивов учения;

- Умение ребенка фантазировать и воображать;

- Умение ребенка работать по образцу;

- Умение ребенка обобщать;

- Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- Владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе;

- Умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.

4 слайд - "Содержание по обучению детей грамоте и подготовке руки к письму в старшей группе".

- Формировать общую ориентировку в звуковой системе языка; обучать звуковому

анализу слова;

- Учить выделять в произношении заданный звук, сравнивать (различать,

дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении;

- Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с

заданным звуком, подбирать слова с заданным звуком;

- Учить детей последовательному интонационному выделению звуков в слове;

- Учить определять место звука в слове (середина, начало, конец);

- Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

- Познакомить детей с буквами, которыми обозначаются изучаемые звуки; научить

прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;

- Совершенствовать координацию движений рук, кистей, пальцев при изготовлении

поделок из мелких деталей;

- Учить детей определять места расположения деталей изображения относительно

друг друга, указывая их положение: на-над, по - под, слева- справа, за – перед,возле, около,между, в середине, выше-ниже.

5 слайд-"Содержание по обучению детей грамоте и подготовке руки к письму в подготовительной группе".

- Учить детей ориентироваться на плоскости- писать простые графические диктанты;

- Вырабатывать ритмитизацию движений руки с помощью задаваемых голосом

ритмических слоговых рядов и приговорок;

- Продолжать совершенствовать координацию мелких движений рук в конструировании

из мелких деталей;

- Учить детей рисовать линии в разных направлениях (штриховка, полосы разной ширины

(«дорога», «ручей», «лента», делить их пополам, рисовать от руки квадрат, простые росчерки

(«лента», «петли», «волна»);

- Развивать умение рассматривать, составлять узоры из разных форм (листик, пол - листика,

обрисовывать их- на занятиях рисованием, математикой, аппликацией, во время графических

диктантов использовать разные формы (листик, овал и др.);

- Учить детей прорисовывать в поле квадрата линии – прямые и дугообразные, упражнять

в допрессовывании начатых фигур, рассказывать о полученных фигурах;

- Учить разглядывать и рисовать «буквицы», подписать свои работы (буквой, значком, именем);

- Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом

различные игры, активизировать представления о слове, звуке, слоге, предложении;

- Обучать анализу и синтезу предложений разной конструкции.

6 слайд- "Подготовка руки к письму".

Письмо – сложный координационный навык.

Требует:

Сложной работы мелких мышц кисти, всей руки;

Правильной координации всего тела.

Овладение навыком письма – это длительный и трудоемкий процесс, не всем детям он дается легко. Подготовка руки к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, с другой стороны с процессом письма.

7 слайд- Работа по таблице «Аквариум»

Дает возможность детям:

- Познакомится с печатными буквами русского алфавита;

- Составление слогов, слов (игра «Зашифруй слово», «Разгадай слово»);

- Составление рассказов о букве: какая буква по форме, цвету, о местоположении буквы в слове, в какую группу входит;

- Запомнить цифры.

8 слайд-"Работа с росчерком"

«Росчерк» подразумевает быстрое, легкое размашистое движение, пером, карандашом

по бумаге при письме, дополнительная черточка или завиток почти небрежный, но вместе с тем

точный и изящный.

Работа с росчерками проводится под речевой комментарий на настольных подставках мелом

или «мокрым карандашом», на доске, на бумаге (через кальку или «файл»).

Росчерк «петля», «лента», «дорога»- это сочетание верхних и нижних петель имеющих форму медиатора. Например, при написании петель мы произносим: “Раз, два пилю дрова”, “Вверх петля, вниз петля”.

9 слайд -"Гигиенические правила письма".

- Правильная посадка при письме

- Ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола

- Положение рук при письме

- Положение кисти пишущей руки;

- Положение ручки;

- Положение тетради;

10 слайд -"Графические упражнения (штриховка)".

Способствуют развитию графических умений для письма, необходимых гигиенических правил, координировать свои движения, подготовке руки к письму.

Правила штриховки:

- Штриховать только в заданном направлении;

- Не выходить за контуры фигуры;

- Соблюдать параллельность линий;

- Не сближать штриховки, расстояние между ними должно быть 0,5 см;

- Выполняются на нелинованной бумаге.

11 слайд- "Работа с медиатором".

Медиатор- это пластмассовая пластина своеобразной формы.

Выбор этой формы обусловлен тем, что:

- Линия бокового контура медиатора совпадают с линией элемента букв;

- Создает надежную вопроизводимость и точность облика элементов букв и буквосочетаний.

12 слайд- "Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости".

- Пальчиковая гимнастика.

- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

- Игры с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

- Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.

- Вырезание ножницами.

- Рисование различными материалами- ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом акварелью и т. д.

- Работа с бумагой, складывание оригами, плетение, аппликация.

- Раскрашивание картинок в книжках- раскрасках.

13 слайд -Список литературы:

1. С. Е. Гаврилина. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.

2. Е. М. Косина. Гимнастика для пальчиков. М. : «Олма-Пресс», 2001.

3. И. Светлова. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. : «Олма-Пресс»,2001

4. Л. Павлова. Значение развития действий рук. // Дошкольное воспитание. №1, 1984.

5. В. Кудрявцев. Двигательное воображение. // Дошкольное воспитание. № 3, 1989.

6. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.

7. Безруких, М. М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. пособие по обуч. детей ст. дошк. возраста: 5-7 лет / М. М. Безруких, Т. А. Филлипова-6-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2000. - 32 с.

8. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения  [Текст] : / С. Е. Большакова– М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.  

9. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать[Текст] :/  С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В. Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.

10. Интернет ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Конспект по основам грамоты в старшей группе «Звуковой анализ слова МАК. Понятие гласный звук» основы грамоты тема: Гласные звуки. (слово мак). цель: Познакомить детей с понятием «гласный звук». Учить детей способам определения гласного.

Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы» Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы. (Слайд №1) Одной из главных задач современного образования.

Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ. Воспитатели слышат часто от учителей упреки в свой.

Подготовка руки к письму у старших дошкольников Слайд 2 Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной.

Подготовка руки ребёнка к письму Консультация для родителей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?.

Развитие учебной мотивации в экспериментальной деятельности старших дошкольников В феврале этого года в городе Таганроге проходила международная научно-практическая конференция по теме "Преемственность между дошкольным.

Реферат. Использование игровых приёмов в подготовке руки к письму Наверное, каждому воспитателю, работающему в нашем учреждении, приходилось много раз задумываться над следующим: «А что я могу сделать.

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму 2.2. ПУТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации.

Творческий проект: «Развитие логического мышления при проведении организованной учебной деятельности по ФЭМП» ТЕМА: «Развитие логического мышления при проведении организованной учебной деятельности по ФЭМП». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Игра - это искра,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности, подготовки руки к письму, обучение основам грамоты
Опубликовано: 15 августа 2016 в 21:25
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД