Галина Иванова
Развитие у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности, подготовки руки к письму, обучение основам грамоты
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд -Цель: формирование у детей общей культур, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Публикация «Развитие у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности, подготовки руки к письму, обучение основам грамоты» размещена в разделах
2 слайд- «Обучение дошкольников грамоте и подготовка их руки к письму»
Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте и подготовка их руки к письму.
Задачи: Создание в группе особого микроклимата доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.
Формирование у дошкольников начального познания языковой деятельности, на
которую можно опереться при обучении в школе;
Реализация модели познавательно-речевого развития дошкольников;
Развитие психологических функций: внимания, памяти, мышления, воображения,
различных мыслительных операций;
Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, исключения, моделирования и конструирования.
3 слайд- «Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности»
- Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
- Умение ребенка фантазировать и воображать;
- Умение ребенка работать по образцу;
- Умение ребенка обобщать;
- Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе;
- Умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.
4 слайд - "Содержание по обучению детей грамоте и подготовке руки к письму в старшей группе".
- Формировать общую ориентировку в звуковой системе языка; обучать звуковому
анализу слова;
- Учить выделять в произношении заданный звук, сравнивать (различать,
дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении;
- Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с
заданным звуком, подбирать слова с заданным звуком;
- Учить детей последовательному интонационному выделению звуков в слове;
- Учить определять место звука в слове (середина, начало, конец);
- Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
- Познакомить детей с буквами, которыми обозначаются изучаемые звуки; научить
прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;
- Совершенствовать координацию движений рук, кистей, пальцев при изготовлении
поделок из мелких деталей;
- Учить детей определять места расположения деталей изображения относительно
друг друга, указывая их положение: на-над, по - под, слева- справа, за – перед,возле, около,между, в середине, выше-ниже.
5 слайд-"Содержание по обучению детей грамоте и подготовке руки к письму в подготовительной группе".
- Учить детей ориентироваться на плоскости- писать простые графические диктанты;
- Вырабатывать ритмитизацию движений руки с помощью задаваемых голосом
ритмических слоговых рядов и приговорок;
- Продолжать совершенствовать координацию мелких движений рук в конструировании
из мелких деталей;
- Учить детей рисовать линии в разных направлениях (штриховка, полосы разной ширины
(«дорога», «ручей», «лента», делить их пополам, рисовать от руки квадрат, простые росчерки
(«лента», «петли», «волна»);
- Развивать умение рассматривать, составлять узоры из разных форм (листик, пол - листика,
обрисовывать их- на занятиях рисованием, математикой, аппликацией, во время графических
диктантов использовать разные формы (листик, овал и др.);
- Учить детей прорисовывать в поле квадрата линии – прямые и дугообразные, упражнять
в допрессовывании начатых фигур, рассказывать о полученных фигурах;
- Учить разглядывать и рисовать «буквицы», подписать свои работы (буквой, значком, именем);
- Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом
различные игры, активизировать представления о слове, звуке, слоге, предложении;
- Обучать анализу и синтезу предложений разной конструкции.
6 слайд- "Подготовка руки к письму".
Письмо – сложный координационный навык.
Требует:
Сложной работы мелких мышц кисти, всей руки;
Правильной координации всего тела.
Овладение навыком письма – это длительный и трудоемкий процесс, не всем детям он дается легко. Подготовка руки к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, с другой стороны с процессом письма.
7 слайд- Работа по таблице «Аквариум»
Дает возможность детям:
- Познакомится с печатными буквами русского алфавита;
- Составление слогов, слов (игра «Зашифруй слово», «Разгадай слово»);
- Составление рассказов о букве: какая буква по форме, цвету, о местоположении буквы в слове, в какую группу входит;
- Запомнить цифры.
8 слайд-"Работа с росчерком"
«Росчерк» подразумевает быстрое, легкое размашистое движение, пером, карандашом
по бумаге при письме, дополнительная черточка или завиток почти небрежный, но вместе с тем
точный и изящный.
Работа с росчерками проводится под речевой комментарий на настольных подставках мелом
или «мокрым карандашом», на доске, на бумаге (через кальку или «файл»).
Росчерк «петля», «лента», «дорога»- это сочетание верхних и нижних петель имеющих форму медиатора. Например, при написании петель мы произносим: “Раз, два пилю дрова”, “Вверх петля, вниз петля”.
9 слайд -"Гигиенические правила письма".
- Правильная посадка при письме
- Ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола
- Положение рук при письме
- Положение кисти пишущей руки;
- Положение ручки;
- Положение тетради;
10 слайд -"Графические упражнения (штриховка)".
Способствуют развитию графических умений для письма, необходимых гигиенических правил, координировать свои движения, подготовке руки к письму.
Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении;
- Не выходить за контуры фигуры;
- Соблюдать параллельность линий;
- Не сближать штриховки, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- Выполняются на нелинованной бумаге.
11 слайд- "Работа с медиатором".
Медиатор- это пластмассовая пластина своеобразной формы.
Выбор этой формы обусловлен тем, что:
- Линия бокового контура медиатора совпадают с линией элемента букв;
- Создает надежную вопроизводимость и точность облика элементов букв и буквосочетаний.
12 слайд- "Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости".
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
- Игры с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
- Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
- Вырезание ножницами.
- Рисование различными материалами- ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом акварелью и т. д.
- Работа с бумагой, складывание оригами, плетение, аппликация.
- Раскрашивание картинок в книжках- раскрасках.
13 слайд -Список литературы:
1. С. Е. Гаврилина. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.
2. Е. М. Косина. Гимнастика для пальчиков. М. : «Олма-Пресс», 2001.
3. И. Светлова. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. : «Олма-Пресс»,2001
4. Л. Павлова. Значение развития действий рук. // Дошкольное воспитание. №1, 1984.
5. В. Кудрявцев. Двигательное воображение. // Дошкольное воспитание. № 3, 1989.
6. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.
7. Безруких, М. М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. пособие по обуч. детей ст. дошк. возраста: 5-7 лет / М. М. Безруких, Т. А. Филлипова-6-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2000. - 32 с.
8. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] : / С. Е. Большакова– М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
9. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать[Текст] :/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В. Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.
10. Интернет ресурсы.