Светлана Крылова
Опыт работы «Развитие умственных способностей дошкольника путем использования развивающих игр и задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства, т. к. огромные потенциальные возможности развития детей в этом возрасте являются основой для всего дальнейшего формирования личности ребенка.
В эпоху научно – технического прогресса наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее. От человека требуются не привычные шаблонные действия, а гибкое мышление, быстрая адаптация к новым условиям, творческий подход к решению различных проблем. Развитие самостоятельности и детской инициативы в различных видах деятельности – основная идея ФГОС дошкольного образования.
Публикация «Опыт работы „Развитие умственных способностей дошкольника путем использования развивающих игр и задач“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Только в творческой деятельности происходит развития творческих способностей. Для этого необходимо активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Развитие творческой личности в дошкольные годы очень актуально. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, которые могут хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас. В раннем возрасте ребенок уже является исследователем. А познание мира и определение своего места в нем происходит через игру.
Поэтому решение этой проблемы мы нашли в организации и работе кружка для детей 3-6 лет «Кубик» ( который расшифровывается так: к-клуб, у-увлеченных, б-боевых, и-инициативных, к–креативных, цель которого развитие умственных способностей ребенка путем использования развивающих игр и задач. Ведь развивающие игры и игрушки – это не только интересное времяпровождение. Это единственная для ребенка возможность приобрести полезные навыки и знания в доступной ему игровой форме. Во время игр мы знакомим с основами математики и геометрии, естествознания, логики, владения родной речью, письменной и устной, расширение кругозора, развитие воображения и навыков ручного труда, а так же многое – многое другое.
Задачи :
1. Воспитание умственной активности; произвольного внимания, запоминания у детей.
2. Воспитание выдержки, сенсорных способностей.
3. Развитие логического мышления, зрительного восприятия.
Свою работу кружка «Кубик» мы ориентируем по следующим основным направлениям:
• развитие воображения;
• развитие логического мышления;
• развитие мелкой моторики рук;
• формирование качеств творческой личности.
Ведущими принципами деятельности по осуществлению нашей программы стали:
• индивидуализация и дифференцированный подход к работе с детьми,
• доступность,
• творческое сотрудничество детей и взрослых,
• сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
Планирование работы кружка осуществляется по блочно – тематическому принципу: «Мы – маленькие художники», «Мы – маленькие строители», «Мы – маленькие дизайнеры».
Первые занятия начинаются с простых и несложных игровых задач, которые не требуют от малышей больших умственных способностей. Научившись преодолевать их, мы немного усложняем процесс. Всю работу строим, учитывая индивидуальные способности ребенка.
На кружке дети экспериментируют, изобретают и творят что – то новое и интересное. Например: игры с кубиками «Цветные машинки» - это игра, моделирующая сам творческий процесс и создающая свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Постепенное возрастание трудности в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Мы не подсказываем и не требуем решения задач с первой попытки, а ждем, когда ребенок сам найдет способ решения.
В кружке «Кубик» разными играми («Волшебный сундучок», «Цепочка», «Путаница», «Составь коврик», «Разноцветные кубики» и другие, мы развиваем у детей интеллектуальные качества такие как: внимание, память (особенно зрительную); умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Результаты нашей работы показывают положительную динамику развития творческих способностей, умений и навыков, воображения и восприятия, познавательного интереса, мелкой моторики рук, творческих проявлений.
Мы уверены, что наш опыт работы поможет педагогам ДОУ:
• воспитать умственную активность детей;
• воспитать выдержку;
• развить сенсорные способности детей;
• научить детей сравнивать предметы;
• развить логическое мышление, зрительное восприятие.