Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры

Анна Шестопалова
Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры

Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность.

В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений. Несформированность произвольного внимания, малый объём, слабая переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос очень актуален и требует большой работы по его развитию.

Внимание - это способность человека сосредотачиваться на определённых объектах и явлениях. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

Произвольное внимание – процесс, направленный на контроль деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности. В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, произвольное только начинает формироваться. Характерной особенностью внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. К 5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Произвольное внимание в этом возрасте начинает свое интенсивное развитие. В возрасте 5 лет развиваются все свойства внимания: концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость. Для эффективного развития произвольного внимания в данном возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития. Мы выделили факторы, представленные В. С. Мухиной, влияющие на развитие внимания: интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса; создание благоприятных условий.

По мнению отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6).

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра,

так как именно в связи с её развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Использование дидактических игр как средства обучения детей-дошкольниковопределяется рядом причин: игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и развития детей; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка»; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше, способствуют развитию у детей всех психических процессов; у дошкольников ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых знаний.

Посредством дидактической игры можно развивать внимание дошкольников. В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеевой, Б. И. Хачапуридзе и других. Однако в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Внимание протекает слитно с восприятием, памятью и мышлением, обуславливая их и обуславливаясь ими. Отсюда вытекает личностный характер внимания: недаром усидчивость и усердие, как черты личности, как правило, взаимосвязаны с устойчивостью и интенсивностью внимания. Развивая процесс внимания, мы воздействуем и развиваем и остальные психические процессы, развиваем все познавательные способности ребёнка, формируем личность ребёнка. Что имеет огромное значение для становления личности ребенка.

Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и в игровую деятельность одновременно (дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила).

В своей работе мы учитывали принципы педагогики: систематичность; последовательность (от простого к сложному); доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания; учёт возрастных особенностей детей; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы.

Игры были направлены на развитие различных свойств внимания.

Игра «Что изменилось?».Цель: развитие объёма внимания.

Ход игры: взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт. Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с различными изображениями.

Игра «Подбери фигуры»

ЦЕЛЬ: развитие образного, абстрактно-логического мышления, концентрировать внимание, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков.

Оборудование: геометрические фигуры, трафареты или карточки.

Задание: найти геометрические фигуры, из которых составлен рисунок

Игра «Гимнастика внимания»

Цель: развитие произвольного внимания

Действие: воспитатель или ребенок, называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую,приговаривая слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

начинаем мы играть,

вы ребята не зевайте,

слушайте, что вам скажу

и при этом покажу.

Игра «Зеркало»

Цель: развивать произвольное внимание и координацию движений.

Задание: ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, сто делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т. д.

На основании выше изложенного можно утверждать, что дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, а игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Дидактические игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами, Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Развитие связной речи у детей 4–5 лет в процессе театрализованной игры» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра (игра обучающая) – это.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (Цветочный город) 143405, Московская область, г. Красногорск,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Продолжи рисунок» для детей 4–5 летМастер-класс по изготовлению дидактической игры «Продолжи рисунок» для детей 4–5 лет Нам понадобится: белый картон, цветной картон, простой карандаш, фломастеры, клей, ножницы, скотч широкий, спичечные коробки (10 штук,.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Введение Ум ребенка находится.

Развитие памяти детей 6–7 лет средствами дидактической игры в условиях дошкольной образовательной деятельности Проблема развития памяти является одной из наиболее разрабатываемых тем когнитивной психологии. Актуальность научных исследований, посвященных.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Образование и развитие личности.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Развитие внимания дошкольников посредством дидактической игры с использованием информационно-коммуникационных технологий Дошкольный возраст – это период, когда происходит накопление знаний об окружающем мире, закладываются основы физического и психического.

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе Дидактическая игра имеет значительное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это одна из доступных форм обучающего.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры
Опубликовано: 4 июня 2018 в 20:01
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Мастер-класс по изготовлению композиции из бумаги и ватных дисков «Снеговик» к...
Добрый день, уважаемые коллеги! Зимой, когда выпадает много снега, первое, что хочется сделать, это слепить снеговика. Этот зимний персонаж является одним из...
Консультация для родителей «Зимние забавы на свежем воздухе»
Консультация для родителей «Зимние забавы на свежем воздухе» Тяжело найти ребенка, который не любил бы зиму. Только в эту волшебную пору года можно с...
Мастер-класс по объемной аппликации из пряжи для вязания «Снегири»
( совместное творчество педагога и воспитанника) Доброе время суток, дорогие друзья! Сегодня изготовим поделку "Снегири" в технике "объемная...