Лучший педагог года

Развитие воображения детей средствами сказки

Олеся Гаук
Развитие воображения детей средствами сказки

развития воображения средствами сказки.

Содержание

Введение

Глава 1: Теоретические подходы к изучению проблемы развития воображения в работе со сказкой

1.1 Изучение процессов развития воображения. Особенности развитие воображение в старшем дошкольном возрасте

Введение

Публикация «Развитие воображения детей средствами сказки» размещена в разделах

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача -- представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. [3]

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Для воспитания такой личности, необходимо развивать творческое воображение. В этом и заключается актуальность выпускной работы. Сказка является одним из основных ресурсов развития дошкольников, и ее развивающий потенциал используется не полностью. - Существование воспитывающего, развивающего, психодиагностического, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознается в широких кругах психологов, однако, и на сегодняшний день нельзя сказать о том, что он максимально востребован.

В последние пять лет, появилось большое количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Однако все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для работников дошкольных учреждений. [21] Проблема состоит в противоречии между необходимостью развивать творческое воображение ребенка и недостатком методик работы со сказкой в воспитании дошкольников.

Предмет исследования - методы развития творческого воображения в работе со сказкой.

Гипотеза исследования: Если в работе со сказкой использовать наглядное и двигательное моделирование, приемы креативного составления сказок, элементы малого фольклора, дорисовывание картинок и составление по ним сказочных историй, то это будет способствовать развитию творческого воображения старших дошкольников.

Методы исследования:

· анализ существующих методик и теоретических исследований.

· поиск содержания для собственных методик на основе проанализированных;

· проведение формирующего эксперимента;

· диагностика развития воображения.

Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Мы предлагаем дошкольнику отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод самостоятельно, с помощью дорисованной ребенком картинки или по предложенным заместителям.

Глава 1: Теоретические подходы к изучению проблемы развития воображения в работе со сказкой

1.1 Исследования процесса развития воображения. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Одной из важнейших линий познавательного развития ребенка является развитие воображения. Изучая развитие воображения, Дьяченко О. М. и Е. Л. Пороцкая отмечают, что, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. «Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим». [7]

Традиционно в качестве основного механизма функционирования воображения рассматривались особые способы преобразования образов реальности.

О. М. Дьяченко, ссылаясь на работы гиштальтпсихологов, отмечает, что все творческие процессы носят образный характер. Также она указывает на роль визуализации при решении творческих задач, на значение переструктурирования образов для решения проблемы. Она описала законы трансформации образов, ведущих к нахождению решения творческой задачи.

В исследовании О. М. Дьяченко и Е. Л Пороцкой было показано, что воображение развивается от непроизвольного к произвольному, что с возрастом происходит снижение эмоционально-образных показателей и ограничение ассоциативных рядов. Упорядочивание словесных связей ведет к упорядочиванию и произвольности самого процесса воображения. [7]

В работах большинства отечественных авторов также подчеркивается роль образов в функционировании воображения. Так, Л. С. Выготский писал: «… привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением».[3]

А. В. Запорожец [9] рассматривал развитие особого «эмоционального» воображения как эмоционально окрашенного процесса создания образа той или иной возможной ситуации в поведении ребенка.

Преимущественно образный характер воображения отмечает и А. В. Петровский, он утверждает что, «… существуют две системы опережения сознанием результатов деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможности новых комбинаций понятий лежит в основе мышления». [16]

Л. С. Выготский сформулировал закон деятельности воображения : «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта». [3]

Воображение не повторяет отдельные впечатления в тех же сочетаниях и формах, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из накопленных ранее впечатлений. Иначе говоря, внесение нового в течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый раньше не существовавший образ, составляет, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением. [5] Образ - «идеальный продукт психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения». [7]

Практически, все исследователи указывают на то, что воображение ребенка является, по сути, процессом создания новых образов на основе образов восприятия и памяти, процессом преобразований впечатлений ребенка, т. е прежнего опыта ребенка.

В психологии и педагогики существует несколько классификаций воображения. По классификации Л. С. Выготского [3] существует два вида воображения.

Один он называет воспроизводящим или репродуктивным. Он тесно связан с памятью, «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений». Воспроизводящая деятельность не создает нового. «Основой её является более или менее точное повторение того, что было».

Второй вид Л. С. Выготский назвал продуктивным или творческим воображением. «Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий» и есть творческая». Именно творческое воображение, которое основано на комбинирующей деятельности мозга называют фантазией. Иными словами, творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Л. С. Выготский называет творческим воображением то, «которое создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Развитию воспроизводящего воображения способствуют задания, к которым относятся, пересказывание сказки, словесное и графическое рисование, анализ и иллюстрации, составление плана текста, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое.

О. М. Дьяченко полагает, что в дошкольном возрасте у многих детей складывается устойчивое преобладание того или иного вида воображения, которое связано с определенными качествами личности ребенка. Она выделяет «Познавательное» и «Эмоциональное» воображение.

«Познавательное» воображение наплавлено на познание в специфической форме некоторых объективных закономерностей окружающей ребенка действительности.

«Эмоциональное» воображение направлено на решение смысловых задач, которые представляют собой, такие ситуации в жизни и деятельности детей, которые не имеют готового и однозначного ответа для своего решения и, которые требуют от ребенка большей внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку, явлению, событию или поступку.

О. М. Дьяченко указывает на то, что дети с «познавательным» воображением отличаются преобладанием мотивов, относящихся к внешней по отношению к ребенку действительности. Это деятельностные мотивы (потребность в игре, общественные. У детей с «эмоциональным» воображением в основном преобладают мотивы, относящиеся к самому себе, к построению и защите образа «Я». Они основаны на потребности в защите, любви, признании, стремлении к самоутверждению, самосохранению, сомообереганию и т. п.

Изучив проблему развития воображения, мы пришли к выводу о том, что в старшем дошкольном возрасте творческое воображения выходит на первый план, следовательно, работа педагога должна осуществляться в направлении развития преимущественно творческого воображения.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте средствами изодеятельности Дата проведения: 29 января 2013г. Место проведения: МБДОУ детский сад №34 «Березка» Технология: мастер-класс Целевая аудитория: педагоги.

Развитие воображения и мышления дошкольников средствами изобразительной деятельности В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных, поэтому я уделила большое внимание развитию воображения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие воображения детей средствами сказки
Опубликовано: 20 июня 2015 в 20:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД