Олеся Сурикова
Развитие воображения и мышления дошкольников средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных, поэтому я уделила большое внимание развитию воображения и мышления дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Публикация «Развитие воображения и мышления дошкольников средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Творческое воображение нуждается в дошкольном возрасте в особом внимании в плане развития. И если не заниматься развитием воображения, в последующем эти возможности постепенно утрачиваются. Следовательно, необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому для развития воображения и мышления детей трех, четырех лет я решила использовать нетрадиционную технику рисования, так как это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает детей. Сюда же входит аппликация и лепка.
Достижение поставленной цели осуществляю через решение ряда поставленных задач:
знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, сочетая различный материал и технику изображения;
побуждать детей изображать доступными им создавать в группе благоприятные условия для творческой самореализации каждого ребенка. средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
создавать условия для освоения цветовой палитры;
воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру, посредством умения понимать и создавать художественные образы;
создавать в группе благоприятные условия для творческой самореализации каждого ребенка.
В своей работе при непосредственно образовательной деятельности с детьми регулярно включаю в планы-конспекты разнообразные занятия по освоению таких техник, как рисование ладошками. Очень сильно развивает фантазию ребенка, множество разных картин можно придумать из ладошек.
Рисование пальчиками. Тренирует мелкую моторику, что не только подготавливает кисть к рисование и письму, но и благотворно сказывается на развитии отдела мозга, отвечающее за мышление и речь.
Кляксография. Здесь ребенок сам придумывает, что ему нарисовать.
Рисование на сыпучих крупах. Развиваются тактильные ощущения.
Рисование природными материалами.
Аппликация из природного материала.
Аппликация с сыпучими крупами.
Рисование пластилином.
Поделки из природного материала.
Монотопия.
Для самостоятельной деятельности детей регулярно пополняю предметно развивающую среду в группе (природный материал,бросовый материал). Для этого мы ходим на экскурсию в лес. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции.
Для оптимальной эффективности свою работу строю в тесном контакте с родителями воспитанников. Для этого использую такие формы работы, как консультации («Творим без кисти», «Рисование нетрадиционными способами»), оформление папок передвижек («Советы родителям по работе с краской», нетрадиционное родительское собрание, где каждый родитель со своим ребенком разрисовывал шарик, понравившемся ему способом нетрадиционной техники рисования.
В ходе своей работы я поняла, что использование нетрадиционных техник:
способствует снятию детских страхов;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает мелкую моторику;
развивает творческие способности воображения и полет фантазий;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В перспективе своей работы по развитию воображения и мышления дошкольников ставлю цель — продолжать поиск новых, интересных, эффективных технологий и их внедрение в свою деятельность.