Таболина Надежда Павловна
Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
«Всё начинается с детства», нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребёнка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Для того, чтобы сделать пение одним из любимых занятий детей, педагог должен разработать традиционные и современные методики.
Публикация «Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Дети старшего дошкольного возраста, в отличии от малышей, могут петь уже в более широком диапазоне. Они уже могут достаточно чисто интонировать разные звуки по высоте, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, притопами, узнавать по тембру музыкальные инструменты. Старшие дошкольники должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной деятельности. Так же дети должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух «правильное» и «неправильное» пение. В начале и конце учебного года необходимо проводить диагностику певческих способностей каждого ребёнка, методика, которой, заключается в том, чтобы, выявить особенности звучания голоса ребенка в речи, его тембр, динамику, высоту тона, для этого надо попросить ребёнка рассказать о себе, исполнить свою любимую песенку или попевку в разных тональностях
В качестве наглядно-дидактического диагностического материала очень эффективным является комплекс наглядных пособий «Вокально-хоровая работа в детском саду», авт. М. Ю. Картушиной. Также к комплексу диагностического инструментария можно добавить тестирование глубины дыхания по секундомеру, это позволяет определить насколько ребенок может задерживать дыхание, что является немаловажным фактором для пения.
По результатам диагностики рационально поделить детей на 3 группы - дети с высокими, низкими и средними тембром голоса. Результаты обследования детей вносятся в таблицу. В процессе развития вокально-хоровых навыков дошкольников необходимо соблюдать индивидуально-личностный подход к детям и использовать игровые приёмы, сюрпризные моменты, вокальные упражнения, которые должны быть предельно доступны, ритмически просты и не должны включать в себя большого количества нот.
Методы и приемы используемые при организации образовательной деятельности по вокально-хоровому пению :
1. Приветствие, которое можно провести в форме музыкального упражнения, например:
«Песенка-приветствие» :
Музыкальный руководитель Кто в домике живёт? (Педагог показывает на нижнее окно)
Дети Низкие голоса (Дети поют и держат руки на уровне пояса)
Музыкальный руководитель: Кто в домике живёт? (Педагог показывает на окно второго этажа)
Дети: Средние голоса (Дети поют и держат руку на уровне подбородка)
Музыкальный руководитель: Кто в домике живёт?
Дети: Высокие голоса (Дети поют и держат руку над головой).
2. Певческая установка. Чтобы голос детей звучал свободно, им нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, перед началом пения рекомендуется напомнить о правильном положении корпуса стихотворением «Спинка - тростинка» :
Мы проверим спинку
Спиночку – тростинку
Вот она какая -
Спиночка прямая!
В работе с детьми этого возраста необходимо учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка.
3. Работа над дыханием - это один из основных факторов голосообразования. Если при разговоре мы дышим непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий, оно состоит их вдоха, задержки дыхания и выдоха. Детям необходимо объяснить, что для пения вдох нужно делать более не глубоким, при этом во время вдоха плечи не должны подниматься. Можно использовать упражнения для развития дыхания без звука : «Вдох и выдох», «Попеременное дыхание», «Подуй на листок» и др.
Или звуковые упражнения: «Пузырь», «Воздушный шар», «Котёнок и шар» и др.
4. Работа над звукообразованием. Это извлечение певческого и речевого звука.
При выполнении этого упражнения можно использовать карточки, на которых изображено правильное положения рта при пении с гласными звуками.
5. Работа над интонацией – это точное воспроизведение мелодии при исполнении. Нужно отметить, что точно интонировать мелодию абсолютно все дети не могут, задача музыкального руководителя - научить ребёнка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. Часто дети думают: если петь громко, то это хорошо, но музыканты понимают, что громкое пение вредит интонации. Поэтому в своей работе лучше руководствоваться принципом «Не громко, а точно».
6. Распевание. Разучивание распевок проводится стоя перед педагогом, начиная в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, затем расширяя его вверх. Упражнение проводится 1-2 раза.
7. Дикция - это ясность, разборчивость произнесения текста, успех пения в хоре зависит от качества произношения и является одним из важнейших средств художественной выразительности. Важность использования в работе вокально-артикуляционных упражнений. Для навыка выразительной дикции рекомендуется использовать скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, упражнения артикуляционной гимнастики.
8. Работа над ритмом. Ритм - это соотношение длительности звуков в их последовательности, для его развития применяются такие упражнения - похлопывание ладошками, пальчиком, палочками, постукивание носочком, пяткой об пол.
9. Работа над выразительностью речи - это яркое исполнение вокального произведения, передающее его содержание. О выразительном пении можно сказать, когда ребёнок способен передать свое эмоциональное состояние в пении.
Работу над выразительностью лучше проводить поэтапно. На первом этапе дети произносят звуки с разной интонацией, передавая эмоции. На следующем этапе, дети озвучивают картины, с помощью звукоподражания или напевание мелодий на любой удобный им звук. И в заключении проговаривают скороговороки с разным выражением.
10. Работа над песней. Обычно процесс работы над песней проходит в течении нескольких занятий и протекает последовательно:
- разучивание песни;
- закрепление текста;
- работа над качеством исполнения;
- закрепление песни;
- концертное выступление.
Пение - удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышление. Пение в хоре даёт возможность узнать чувство товарищества, сопереживания.
Задача музыкальных руководителей детского сада – научить ребёнка любить песни и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребёнка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы ребёнок испытал то чувство счастья, которое даёт исполнение любимых песен.