МААМ-картинки

Развитие восприятия произведений художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Анастасия Климентьева
Развитие восприятия произведений художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

воспитатели МБДОУ №9 «Метелица» г. Сургута

Климентьева А. В., Мотько М. И.

В современном информационном обществе, в связи с активно развивающимися электронными средствами информации и коммуникации, происходит трансформация языковой личности, и это сказывается в первую очередь на детях дошкольного возраста. Увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют таким образом свою речь. При этом также существенно страдает восприятие детьми литературных произведений. Язык, богатый образными выражениями, сравнениями и метафорами оказывается недоступным пониманию детей.

Публикация «Развитие восприятия произведений художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

В связи с этим, огромное значение приобретает развитие у детей дошкольного возраста восприятия произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм.

В своей работе по развитию восприятия у детей мы решили использовать народные сказки. Как известно, сказка является одним из самых любимых детьми литературных жанров.

Реализуя поставленную цель, мы выделили следующие задачи:

- обогащать литературный опыт детей разнообразными сказками;

- познакомить детей с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм;

- познакомить детей с принципами композиции;

- способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.

На начальном этапе, нами рассматривались народные сказки о животных («Теремок», «Лиса и козел», «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лисичка – сестричка и серый волк», затем волшебные народные сказки («Гуси – лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Иван царевич и Серый волк», сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).

По окончании прослушивания сказки проводился такой анализ, который позволял формировать представления детей о жанре, о композиции сказки.

Каждое ознакомление детей со сказкой обращало их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включало творческие задания. Дети учились отличать сказку от других видов произведений. Например, анализируя сказку «Заяц – хваста», дети делали выводы, что животные не могут разговаривать на самом деле, значит, эта история сказочная.

Немаловажным моментом было обучение детей передавать реплики героев с соответствующей интонацией. Для этого были детально разобраны поступки героев сказки, детям предлагалось представить эмоциональные состояния героев в момент поступка и высказать реплику героя с соответствующей интонационной окраской. Например, работая по сказке «Заюшкина избушка», дети говорили за лисицу, просящую зайца пустить ее в свою избушку, нежным, ласковым голосом; передавали разговор лисы, выгоняющей зайца из избушки, резким, грубым голосом.

Параллельно с этой работой проводилось обучение детей отбору условных заместителей для обозначения персонажей сказки. Например, лису дети обозначили оранжевым кругом, потому что она пушистая, рыжая. Выбирая условный заместитель для зайца, дети остановились на сером треугольнике, потому что голова зайца с его длинными ушами напоминает им треугольник. Дети использовали выбранные заместители при пересказе сказки.

Большое внимание уделялось пониманию детьми смысла незнакомых слов. С помощью педагога, дети пытались подбирать подходящие по смыслу знакомые слова. Например, к слову «горюет» были подобраны слова «печалится, грустит», выражение «на ворон зазеваться» было пересказано как «быть невнимательным».

Для более яркого восприятия героев сказки, был использован прием «Пантомимические этюды». Дети мимикой и жестами изображали эмоциональные состояния героев сказки. Персонаж сердится: скрещены руки, нахмурены брови, голова отклонена вниз; радуется: улыбаются, покачивают головой; горюет: подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздергивают брови под углом, опускают голову; глупый козел: постукивают кулаком по лбу; хитрая лиса: прищуривают глаза, делают повороты туловищем.

Параллельно с прослушиванием сказок, шло ознакомление детей с малыми народными формами фольклора (потешками, присказками, считалками, загадками, пословицами и т. д.). Для того чтобы облегчить понимание детьми переносного смысла пословиц и поговорок, нами специально подбиралась такая сказка, в которой нравственный урок раскрывался с помощью соответствующей пословицы или поговорки. Например, к сказке «Заюшкина избушка» подбиралась пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», к народной сказке «Рукавичка»- «В тесноте – да не в обиде» и т. д.

Аналогично использовались загадки. Сначала дети научились понимать различие между загадкой и пословицей, затем, разобрав основные признаки персонажа сказки, придумывали собственную загадку. Например, составляя загадку о козле из сказки «Лиса и козел», дети выяснили, что козел серый, рогатый, бородатый. Подбирая других персонажей с аналогичными признаками (серый – волк, рогатый – баран, бородатый – дед, дети составили загадку о козле: «Серый - да не волк, рогатый – да не баран, бородатый – да не дед». Продолжая тему сказки «Лиса и козел», дети подбирали рифмы, соответствующие событиям сказки:

в колодце…. сидит

от холода…. дрожит

хозяина…. зовет

как?. ме-еее!

Закрепляя полученные знания по придумыванию загадок, дети использовали условные заместители, изображенные нами на карточках.

Для наиболее эффективного восприятия, к литературным произведениям нами подбирались красочные иллюстрации. Используя особенность дошкольников лучше усваивать материал при подаче его зрительно, нами были изготовлены к различным сказкам опорные схемы – мнемотаблицы, в которых содержалось условное обозначение героев сказок, их поступков, развивающегося сюжета. С этим приемом очень понравилось работать детям. Глядя на мнемотаблицу, многие из них без труда восстанавливали нить повествования сказки в своей памяти, рассказывали сказку с подробностями, красочными эпитетами.

С целью усвоения детьми структуры сказки, подробно анализировалось ее содержание. Дети учились понимать традиционные способы построения сказки, организации сюжета в ней. Для этого детям предлагалось придумать название к зачину сказки, середине и концу. Разбирая, о чем говорится в начале сказки, дети придумывали название к нему. Аналогично строилась работа по подбору названия к середине и концу сказки. Этот прием помог детям осознать структуру сказки, прочувствовать традиционный способ ее построения.

Активизируя словарь детей, побуждая их применять наиболее красочные прилагательные в описании героев сказки, был использован такой прием, как словесное рисование. Детям предлагалось следующее: «Представьте, что вы художники и вас попросили нарисовать иллюстрации в книжку по сказке «Гуси - лебеди». Какой бы вы нарисовали Машеньку, когда она не нашла Ванюшку возле дома? (встревоженной, опечаленной). Каким голосом печка (яблоня, речка) просила Машеньку помочь? (уставшим, тяжелым). Какой бы вы нарисовали бабу Ягу в своей избушке? (злой, нахмуренной, сердитой). И т. д.». В процессе выполнения задания, мы побуждали детей активизировать в речи фразеологизмы, сказочную лексику, подбирать собственные языковые средства, характеризующие выразительность действий, состояний персонажей сказки. Благодаря этому приему, дети могли целостно, эмоционально насыщенно воспроизвести литературные образы.

Неотъемлемую часть занятий составляли игры – драматизации. Этот прием является наиболее любимым детьми, и, по нашему мнению, оставляет красочный след в восприятии сказки ребенком. При постановке сценических этюдов, мы старались так или иначе задействовать всех детей, проигрывая действия по нескольку раз и меняя исполнителей главных ролей. В свободной самостоятельной деятельности дети с удовольствием изготавливали атрибуты для сказочных постановок, участвовали в изготовлении декораций.

При чтении детям сказок, широко использовалось музыкальное сопровождение: звучали отрывки из опер «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, произведения П. И. Чайковского, Вивальди, М. И. Глинки. Обращалось внимание детей на характер музыки, ее соответствие событиям сказочного сюжета. Эмоциональные впечатления детей усиливало рассматривание иллюстраций. В результате, дети стали замечать цветовую гамму произведений живописи, их композицию, общий колорит. Затем дети рисовали на тему прочитанной сказки, увиденной картины, услышанной музыки.

Все эти занятия в комплексе качественно повысили восприятие детьми литературных произведений. Во время прослушивания очередной сказки, дети легко выполняли творческие задания (подбирали образные сравнения, эпитеты, к предлагаемым словам, с удовольствием рисовали, с интересом разыгрывали этюды на тему сказок.

Таким образом, мы развивали способность детей ярко и образно воспринимать сказочных персонажей, действия героев сказки, познакомили детей с жанровыми особенностями сказок и малых фольклорных форм, с принципами композиции сказочного повествования.

Литература :

1. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.

2. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 288 с.

3. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С. 34-41.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие восприятия произведений художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 12 мая 2013 в 22:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие восприятия произведений художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Климентьева (УИ 28925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД