Папки-передвижки

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Елена Рожкова
Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, т. к. у них нарушено восприятие. Ведь восприятия создают первичный образ, т. е. они работают тогда, когда на человека непосредственно действует раздражитель. С помощью своих ощущений и восприятий человек создает мир, который объективно существует вне человека, но ощущается и воспринимается им субъективно.

Публикация «Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, которая включает в себя целую систему перцептивных действий. Из-за нарушения зрения дошкольники плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

Задача педагогов, работающих с дошкольниками развивать процессы ощущения и восприятия во всех возрастных группах, учитывая возрастные особенности и возможности детей с нарушениями зрения.

Дети 3-4 лет уже достаточно овладели речью, чтобы выражать свои мысли, желания и намерения словами. Развивающие игры и упражнения создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. В процессе игры ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Вследствие чего возникают сенсорные эталоны.

• Упражнение «Банка в банке»

• Игра «Пирамидка»

• Игра «Подбери колечко»

• Упражнение «Солнышко»

• Упражнение «Пояски и ленточки»

• Упражнение «Найди нужную крышку»

• Игра «Геометрическое лото»

• Упражнение «Найди правильную фигуру»

• Игра «Найди нужный домик»

• Игра «Красивые салфетки»

• Упражнение «Подбери нужный цвет»

• Игра «Подбери лепесток»

• Игра «Узнай по цвету»

• Игра «Бегите ко мне»

• Игра «Найди свой домик»

• Упражнение «Угадай что?»

• Упражнение «Раздели по признакам»

• Упражнение «Сложи картинку»

• Игра «Мешок игрушек»

• Игра «Кто разбудил куклу?»

• Игра «Догадайся по звуку»

Дети средней группы могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства и характеризовать предмет с помощью этих свойств. Воспитанникам средней группы предлагаются те же типы игр, что и младшим дошкольникам, но они рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых знаний и умений.

• Упражнение «Разложи правильно по величине»

• Игра «Мешочек»

• Упражнение «Разложи предметы»

• Упражнение «Разложи правильно по форме»

• Упражнение «Почтовый ящик»

• Упражнение «Узнай на ощупь»

• Упражнение «Сложи из геометрических фигур»

• Упражнение «Найди такой же»

• Упражнение «Найди фигуре место»

• Упражнение «Фигуры из палочек»

• Упражнение «Какой цвет пропал?»

• Упражнение «Цветные полоски»

• Игра «Цветные картинки»

• Упражнение «Рисуем по контуру»

• Упражнение «Что подарили мишке?»

• Игра «Универсальное лото»

• Упражнение «Что ты видишь?»

• Упражнение «Разрезные картинки»

• Игра «Птички»

• Игра «Подбери карточку»

• Игра «Что дальше?»

• Упражнение «Что сначала, что потом?»

• Игра «Стоп»

• Игра «Пальчики»

• Игра «Где звенит?»

В старшем дошкольном возрасте ребятам полезны игры и упражнения, направленные на совершенствование восприятия цвета, формы и величины, на формирование представлений о времени, длительности, скорости, последовательности событий и явлений, на развитие правильной ориентировки в местоположении частей предметов, на развитие кинестетических и стратегических ощущений, а также слухового восприятия : определения характера различных звуков. Предлагаемые игры рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них качественно нового восприятия окружающего мира.

• Упражнение «Будем пить чай»

• Игра «Отгадай-ка»

• Упражнение «Что вырезали?»

• Упражнение «Фигуры из палочек»

• Упражнение «Фигуры из ниток»

• Упражнение «Треугольники и квадраты»

• Упражнение «Загадки»

• Упражнение «Сделай так же»

• Игра «Отвечай поскорей»

• Упражнение «Раскрась и объясни»

• Упражнение «Правая – левая»

• Упражнение «Где находится предмет?»

• Упражнение «Идем в детский сад»

• Упражнение «Лабиринты»

• Упражнение «Колумбово яйцо»

• Упражнение «Улица»

• Упражнение «Дорисуй предметы»

• Упражнение «Найди место»

• Упражнение «Стань правильно»

• Игра «Где лежат фигуры?»

• Упражнение «Сложи фигуры»

• Упражнение «Дострой»

• Упражнение «Распутай нитки»

• Упражнение «Составь картинку»

• Упражнение «Найди животных»

• Упражнение «Который час?»

• Игра «К какому времени года относится?»

• Игра «Что было, а что будет?»

• Игра «Кто запомнит?»

• Упражнение «Выложи узор»

• Игра «Испорченный телефон»

• Упражнение «Чуткий слух»

Для детей подготовительной группы можно использовать те же типы игр и упражнений, но характер и задания усложняются.

Вводятся игры и упражнения на подготовку детей к письму.

Все игры имеют своей целью обогатить чувственный опыт ребенка и подготовить его к школьному обучению.

• Игра «Маленький и большой»

• Упражнение «Дома зверей»

• Игра «Ищи и называй»

• Упражнение «Почини платок»

• Упражнение «Раскрась все треугольники»

• Упражнение «Раскрась предметы»

• Упражнение «Лабиринты»

• Упражнение «Что видишь?»

• Упражнение «Собери фигуру»

• Упражнение «Выложи фигуру»

• Упражнение «Куда ускакал зайчик?»

• Упражнение «Геометрический диктант»

• Игра «Найди все пути»

• Упражнение «Найди и покажи»

• Игра «Ничего не видно»

• Упражнение «Построй башню»

• Упражнение «Противоположные стороны»

• Упражнение «Танграм»

• Упражнение «Кто кем был?»

• Упражнение «Разложи в ряд»

• Упражнение «Что было сначала, а что потом?»

• Упражнение «Подбери картинку»

• Упражнение «Узнай на ощупь»

• Упражнение «Срисуй узор»

• Упражнение «Обведи фигуры»

• Упражнение «Бусы для куклы»

• Упражнение «От дома к дому»

• Упражнение «Кто быстрее и ровнее?»

Публикации по теме:

Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Игры на развитие фонематического восприятия «Шпаргалка для родителей старших дошкольников» Уважаемые родители!Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим.

Конспект образовательной игровой ситуации для дошкольников с нарушениями слухового восприятия Формирование слухового восприятия дошкольника. Цель: формировать слуховое восприятие и внимание на материале неречевых и речевых звуков.

Конспект занятия на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения «Какая она, весна?» Занятие на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения «Какая она, весна?» (старший дошкольный возраст) Цель: систематизировать.

Консультация для педагогов «Развитие мышления у дошкольников с нарушениями слуха» В процессе умственного развития человека тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, средствами конструирования Дети, с которыми я работаю – это дети с особыми образовательными потребностями, имеющие различные заболевания глаз: косоглазие, амблиопию,.

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования с детьми с нарушением зрения «Развитие зрительного восприятия в процессе рисования» Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной.

Социально-культурная реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ В настоящее время в России большое внимание уделяется детям с ограниченными.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи» Из опыта работы учителя-логопеда Горбенко Натальи Николаевны. Тема: «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения
Опубликовано: 4 марта 2019 в 13:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД