Анастасия Лыскова
Развитие временных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование временных представлений у детей происходит позже и имеет свою специфику. Восприятие времени является одним из самых сложных видов восприятия именно из-за его специфических особенностей. Интерес дошкольника привлекает все конкретное, видимое: он с удовольствием стремится обследовать различные предметы, игрушки, «испытать» их возможности, сравнить их между собой. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, организовывать, планировать свою деятельность, регулировать темп, ритм своих действий, учитывая фактор времени. Один и тот же отрезок времени воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, которую выполняет ребенок, его состояния и ожиданий: например, если он ждет интересное событие, то кажется, что время идет медленно и ребенок стремится «ускорить» его, «подгоняя» время. Много положительных качеств личности ребенка возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например, целеустремленность, организованность и т. п. Восприятие времени, в частности, такие важные его компоненты, как темп и ритм играют значительную роль в трудовой деятельности. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Публикация «Развитие временных представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Дети учатся определять небольшие отрезки времени на основе своей деятельности. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия – утром умываются, завтракают; днем – играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать; ночью спят. Легче всего они определяют ночь и утро, несколько труднее – вечер и ночь. Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на существенные признаки в определении времени (утро – «свет, когда солнышко встает» и т. д.). Усвоение представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники чаще всего называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональной насыщенности, особой значимости (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями; понедельник - снова идти в детский сад).
Начиная работу по формированию представлений о времени, следует учитывать возрастные особенности.
Во второй младшей группе педагог дает знания о частях суток, формирует умение распознавать и называть эти части суток.
В средней группе эти знания углубляют, расширяют и дают представление о последовательности частей суток.
В старшей и подготовительной группах дети знакомятся при помощи календаря с неделей, месяцем и годом. Также в старшем дошкольном возрасте у детей развивают чувство времени.
1. Игра «Когда это бывает?». Детям предлагаются картинки с изображением различных видов деятельности, характерных для каждой части суток. Дети дают названия частей суток, изображённых на картинке.
2. Игра «Назови пропущенное слово».
Дети становятся в круг, педагог бросает мяч кому-нибудь из них, говоря:
- Мы завтракаем утром, а обедаем …
- Мы умываемся утром, а ложимся спать …
- Мы спим ночью, а просыпаемся …
3. Игра «Что мы делаем?». Дети становятся в круг. Педагог предлагает детям показать, что они делают утром/днем/вечером/ночью. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие.
4. Игра «Времена года». Педагог в кругу бросает мяч одному ребенку и задает ему вопрос. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос педагога и когда полностью отвечает на вопрос, то передает/бросает мяч другому ребенку, которому педагог задает следующий вопрос. Вопросы такого характера: какие времена года ты знаешь? Какой ты представляешь весну/лето/осень/зиму? Какое время года наступит после? Какие признаки ты знаешь? И т. д.
5. Игра с мячом «Бывает - не бывает». Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит, если нет – отбивает.
6. Игра «Четвертый лишний». Педагог показывает детям 4 картинки, где 3 подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дошкольники должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.