Папки-передвижки

Развитие выразительности и образности речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с поэзией С. А. Есенина

Кристина Демидова
Развитие выразительности и образности речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с поэзией С. А. Есенина

Проблема выразительности и образности речи детей стоит очень остро. Духовное возрождение России закономерно связано с возросшим интересом общества к культуре своей страны. Культура русского народа содержит в себе уникальные национальные и глубокие общечеловеческие ценности.

В дошкольном детстве возможно искреннее погружение в истоки родной культуры, появление незримой связи со своим народом (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, О. И. Капица, А. П. Усова и др.).

Публикация «Развитие выразительности и образности речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с поэзией С, А, Есенина» размещена в разделах

Важной частью национальной культуры является поэтическое творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка. В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что поэзия пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре; дает верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей.

Исследования психологов и педагогов, посвящены изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности (Щ. С. Ушакова).

Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками произведений С. А. Есенина открывает широкие перспективы развития выразительности и образности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности поэтических произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению; особое взаимодействие между «рассказчиком-артистом-автором» и «слушателями-зрителями-участниками», которое делает совместное действо более ярким и выразительным.

Начальное исследование показало нам, что выразительность и образность речи детей старшего дошкольного возраста были недостаточно сформированы. Вследствие системной работы, проведенной с детьми 5-6 лет, мы пришли к следующим результатам: у детей повысился уровень творческой выразительности сочетающий осмысленность, эмоциональность, образность и искренность, которые представляли для детей особую сложность на начале исследования.

Чтобы достигнуть этого уровня, необходим целый комплекс факторов, состоящий из определенных знаний, умений и отношений. Во-первых, ребенку необходимо уметь воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, понимать смысловой и эмоциональный подтекст стихотворения, иметь личное мнение о его героях. Во-вторых, он должен понимать значение доступных, наиболее традиционных средств лексической и интонационной выразительности. В-третьих, он должен уметь использовать некоторые из них для воплощения в речи собственного замысла. В-четвертых, он должен эмоционально-личностно относиться к рассказываемому тексту и к исполнительской деятельности.

Наша работа помогла добиться выше перечисленных факторов. Так же у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к поэзии, появилось новое соотношение между «рассказчиком-артистом-автором» и «слушателями-зрителями-участниками» (прежде - «слушателями-подражателями»). Работа с поэзией С. А. Есенина показала себя эффективной.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Подборка стихотворений Сергея Есенина для ознакомления детей старшего дошкольного возраста В начале октября, ежегодно, в честь дня рождения С. Есенина, в Рязани в дошкольных учреждениях педагоги проводят запланированное ознакомление.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие выразительности и образности речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с поэзией С. А. Есенина
Опубликовано: 27 февраля 2020 в 18:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД