Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Ольга Дикарёва
Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Работая с детьми своей группы, я столкнулась с тем, что их речь не достаточно выразительна. Большинство детей, рассказывая о событиях своей жизни, не используют средств выразительности. Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр».

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу, Интернет – ресурсы.

Сделала вывод о том, что, именно дошкольный возраст является сензитивным периодом интенсивного развития речи детей.

При анализе методической литературы по данной теме, были определены оптимальные условия формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Был разработан план по самообразованию по теме «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возрастачерез театрализовано-игровую деятельность.

Нами были определены цель и задачи педагогической работы.

Цель: способствовать развитию выразительности речи детей посредством театрализованных игр.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Расширять и систематизировать знания детей о различных средствах выразительности;

2. Расширять знания детей о различных видах театров, приобщать к изготовлению персонажей из бросового материала;

3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность вербальных средств;

4. Способствовать раскрепощению детей, выходу за рамки знакомых сюжетов, развитию артистических способностей детей;

5. Совершенствовать коллективные действия и взаимодействия;

6. Воспитывать у детей чувство сопереживания, сочувствия, способность живо представлять и передавать в играх события реальной жизни.

Реализации поставленных задач проходил в несколько этапов

I.Информационно-аналитический этап предполагал решение следующих задач:

1. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

2. Выявление и оценка условий организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников

3. Организация центра театрализовано–игровой деятельности

4. Разработка перспективного планирования театрально-игровой деятельности с детьми.

В проведении работы по выявлению и оценке условий организации театрализованных игр старших дошкольников была взята методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

- Исследование предпочитаемого вида деятельности. А также были проведены следующие дидактические игры на выявление навыков использования детьми выразительных средств:

«Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем»

Цель: выявление умений детей использовать невербальные средства выразительности, при передаче характерных признаков задуманного действия;

«Скажи по-разному».

Цель: выявление умений детей интонационно передавать характерные особенности героев знакомых сказок;

«Волшебный мешочек»

Цель: выявление умения детей сочетать вербальные и невербальные средства выразительности, при передаче характерных признаков конкретного объекта. То есть умение передавать особенности животных и их детёнышей не только с помощью интонации, мимики, а так же жестов и поз.

При подведении итогов, полученных в процессе проведения дидактических игр, учитывались следующие средства выразительности:

1.вербальные:

чёткая артикуляция звуков;

интонация (темп, ритм, мелодика речи, ударение);

активность словаря;

2.невербальные:

жесты, поза, мимика.

Данные входящей диагностики позволили сделать вывод о том, что при исследовании предпочитаемого вида деятельности всего 15% детей отдали предпочтение театрализовано-игровой деятельности. Исследование навыков использования детьми выразительных средств показало, что - 85% детей группы легко воспроизводят текст, который проговаривал герой, имеют чёткую артикуляцию звуков. Но у 45% детей отсутствовало умение отображать мимикой, жестами и интонацией характер героя. В целом замечалась скованность детских движений, стеснительность. Можно отметить лишь несколько человек, которые более раскованно ведут себя перед зрителями. Тем не менее, желание заниматься театрализованной деятельностью возникало у большинства детей.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен центр театрализовано–игровой деятельности, который соответствует возрастным особенностям детей.

различные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, книжки- театры;

реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы, костюмы, элементы костюмов, маски;

атрибуты для игровых позиций: грим, декорации, книги, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Содержание направлено на развитие театрализовано-игровой деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к миру театра.

II. Формирующий этап.

Деятельность по развитию выразительности речи у старших дошкольников, старалисьстроить с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.

Деятельность детейосуществляется в следующих блоках:

1 блок Совместная деятельность взрослого и детей:

• НОД

образовательная деятельность в режимных моментах: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

2. Блок – самостоятельная деятельность детей.

• Игры (игры-драматизации, подвижные)

• Наблюдения

• Рассматривание иллюстраций

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра.

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог; развивать способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.

(Игровые этюды «Угадай, что я делаю», психологические тренинги «Я солнышко», «Я тучка»)

Ритмопластика.

Задачи: развивать умение реагировать на команду, муз. сигнал, развивать координацию движений, запоминать позы и образно передавать их.

(Игры и игровые упражнения: «Выполни команду», «Море волнуется раз.», «Кто что умеет делать»)

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию речи, пополнять словарный запас.

Дикция отрабатывается с помощью:

- шуток- чистоговорок, потешек, поговорок;

- упражнений на договаривание слогов, называние слов.

Речевой слух: игры на местонахождение звучащего предмета, узнавание друг друга по голосу; упражнения в произнесении звуков и слов с разной громкостью, в различном темпе.

Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

Критерии в подборе сказки:

- доступность;

- ярко выраженная социальная норма (лучше парная);

- возможность обыграть сюжет;

- наличие диалога в тексте;

-предпочтение сказкам, персонажи, которых животные.

Методические приёмы:

- анализ сказки с точки зрения поведения персонажей;

- выделение героев с различными чертами характера;

- проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни);

-развивающие и словесные игры;

- рисование и раскрашивание;

- использование элементов психогимнастики;

- игровые упражнения, обучающие ребёнка различать и называть

основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и эмоциями.

Проблему развития выразительности речи детей невозможно решить без активного участия родителей.

Взаимодействие с родителями осуществляется через совместные творческие дела,такие как:

• Создание рисунков «Поход в театр с родителями», «Наши творческие увлечения»;

• Декоративно-оформительская деятельность при подготовке к театральным представлениям;

• Подготовка презентаций семейных коллекций, творческих увлечений («Бабушкин сундук», «Кукольная мастерская»);

• Совместные экскурсии;

• Разработка методических рекомендаций в помощь родителям (памятки "Условия развития детей в театрализованной деятельности в семье" и т. д.)

• Анкетирование "Интонационная выразительность речи детей»

• Организация и проведение совместных детско- родительских праздников и викторин («Знатоки театрального искусства: что, где, когда и как?», «Чаепитие в сказочном лесу» с участием родителей в качестве театральных героев)

На заключительном этапе мы оценили уровень эффективности предложенной нами системы работы по развитию выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр.

В результате проведенной работы было установлено, что отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста выразительности речи. Дети стали активнее, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, научились импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей (лягушка не только квакает, но и говорит дрожащим голосом, а так же передавать величину героя в голосе (например, в сказках «Маша и медведи», «Три поросёнка» они самостоятельно меняли высоту и тембр голоса, в зависимости величины каждого героя). Так же дети стали активно использовать жесты, мимику, различные движения для передачи необходимого образа не только в играх, но и в свободной деятельности.

В инсценировках активизировался словарь детей, расширился словарный запас. Благодаря мимическим и пантомимическим упражнениям, многие дети научились не только передавать особенности какого-либо объекта интонацией, но и мимикой, жестами показывали его настроение.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 11:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...

23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...


Горячие темочки