Мозговая Елена Павловна
Развитие экологических представлений старших дошкольников посредством наблюдений за растениями
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается развитие экологических представлений старших дошкольников посредством наблюдений за растениями.
Ключевые слова: экологические представления, наблюдение, растения.
Публикация «Развитие экологических представлений старших дошкольников посредством наблюдений за растениями» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач прописана задача формирования у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, а как о части природы, зависящей от неё. Одним из важных средств решения данной задачи является непосредственные наблюдения дошкольников за природой.
Проблемой развития экологических представлений у дошкольников занимались многие педагоги. В их числе С. Н. Николаева, Н. Рыжова, О. А. Соломенникова, Н. Н. Авдеева и др. Авторы считают, что представления детей о взаимосвязях в природе лежат в основе формирования у них в дальнейшем основ экологической культуры.
Исходя из вышеизложенного, целью исследования явилось выявление эффективности наблюдений за растениями в развитии экологических представлений старших дошкольников.
Объект исследования – экологические представления старших дошкольников.
Предмет исследования – процесс развития экологических представлений старших дошкольников посредством наблюдений за растениями.
Гипотеза исследования - наблюдения за растениями являются эффективным средством развития экологических представлений старших дошкольников.
Для достижения цели были определены следующие задачи :
1. Теоретически обосновать проблему развития экологических представлений старших дошкольников посредством наблюдений за растениями.
2. Выявить уровень развития экологических представлений старших дошкольников.
3. Разработать и реализовать серию наблюдений за растениями, направленных на развитие экологических представлений старших дошкольников, и выявить их эффективность.
Методы исследования - теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лесная СОШ, детский сад «Алёнушка»» Бийского района, (старшая экспериментальная группа) и МБОУ «Быстрянская СОШ им. О. Суртаева», (старшая контрольная группа).
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы развития экологических представлений старших дошкольников посредством наблюдений за растениями.
Экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе.
Под наблюдением понимается специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Цель наблюдений за растениями заключается в установлении свойств и качеств, строения, причин изменения и развития растений, взаимосвязь их с животными и человеком.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по развитию экологических представлений старших дошкольников посредством наблюдений за растениями, которая проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель констатирующего этапа – выявить уровень развития экологических представлений старших дошкольников
На этом этапе была подобрана и проведена диагностика Ольги Анатольевны Соломенниковой по определению уровня развития экологических представлений дошкольников двух старших групп. На основе данных критериев были разработаны уровни развития экологических представлений старших дошкольников : Высокий, средний, низкий уровни.
Оказалось, что уровни развития экологических представлений респондентов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе в целом схожи. У детей обеих групп преобладают показатели среднего и низкого уровней развития экологических представлений.
В ходе формирующего этапа исследования была поставлена цель - повысить уровень развития экологических представлений старших дошкольников посредством организации серии наблюдений за растениями.
Отобраны темы для наблюдений старших дошкольников экспериментальной группы за растениями, составлено их планирование и организованы наблюдения.
В ходе проведенных наблюдений старшие дошкольники смогли увидеть различия между стеблем, листьями и цветками растений, проследить их сезонные изменения и при помощи наводящих вопросов педагога, смогли делать выводы по проведенным наблюдениям.
В ходе контрольного этапа была поставлена цель - выявить эффективность реализованной серии наблюдений за растениями в развитии экологических представлений старших дошкольников. Для достижения цели и задач вновь была проведена диагностика старших дошкольников обеих групп.
Сопоставление результатов констатирующего эксперимента с контрольным свидетельствует о наличии выраженной позитивной динамики в экспериментальной группе по сравнению с контрольным.
Данная разница в показателях уровней развития экологических представлений между старшими дошкольниками экспериментальной и контрольной групп объясняется тем, что с детьми экспериментальной группы была проведена систематическая работа по развитию экологических представлений посредством серии наблюдений за комнатными растениями.
В контрольной группе наблюдения также проводились согласно образовательной программе, но их оказалось недостаточно для повышения уровня развития экологических представлений.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что наблюдения за растениями являются эффективным средством развития экологических представлений старших дошкольников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Разработанная серия наблюдений за растениями, направленная на развитие экологических представлений у старших дошкольников, может быть использована студентами педвуза по специальности Дошкольное образование и педагогами Дошкольного Образовательного Учреждения
1. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2019. - 82 с.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2013. – 336 с.
3. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Старшая группа О. А. Соломенникова. - Москва: АСТ, 2012. - 231 с.