Елена Снопко
Конспект экологического занятия «Знакомство с водоёмом (растения водоёма)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – Сформировать представления детей о водоёме, как отдельной экосистеме, в которой растут некоторые виды растений, характерные только для неё.
Задачи: 1. Развивать знания об окружающем мире на примере водоёма.
2. Познакомить с названиями и изображениями растений водоёма.
3. Учить оперировать полученными понятиями для аргументации своих ответов.
Публикация «Конспект экологического занятия „Знакомство с водоёмом (растения водоёма)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Осваивать действие построения модели, отражающих взаимосвязь растений и условий жизни (на примере водоёма).
Материал: картинки и иллюстрации с изображением водоёма и растений водоёма (лотос, водоросли, кувшинки, водяной гиацинт, болотная осока, камыш и др.); персонаж – Водяной; условные обозначения условий жизни: вода, почва, свет, растения; двусторонние стрелки, аквариум (в уголке природы ДОУ).
Предварительная работа: экскурсия к аквариуму (рассматривание, беседа, эксперимент с водой «Что станет с водой через неделю?» (если в воде нет жителей или растений она портится).
Работа с родителями: организовать оформление альбома «Отдых у водоёма» из принесённых фотографий семей.
Словарная работа: «Водоём» - скопление воды в одном месте.
Индивидуальная работа: Помочь Егору в составлении модели взаимосвязи растений и условий жизни.
Ход:
В группу к детям приходит Водяной. Он поё т свою песенку:
«Я - Водяной, я - Водяной
Никто не водится со мной…»
Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Водяной.
Воспитатель: Предлагаю вам подружиться с Водяным и выяснить, почему никто не хочет с ним дружить. Хотите подружиться и узнать его тайну?
Дети: Да.
Воспитатель: Водяной, не расстраивайся, посмотри, наши ребята хотят стать тебе друзьями. А сам ты хочешь с нами подружиться?
Водяной: Конечно хочу!
Воспитатель: Тогда расскажи нам, почему с тобой никто не хочет дружить?
Водяной: Ой, ребята! Живу я там, где кругом вода – в речках, озёрах, прудах и даже в болотах (показывает картинки с изображением этих водоёмов). Дети боятся воды, а зря, ведь там тоже много интересного!
Воспитатель: Водяной, я думаю, наши ребята, воды не боятся и чтобы по-настоящему подружиться, мы сейчас поиграем.
Игра называется «Мяч-говорун». Наша тема: «Как мы купались».
Правило: Я буду ведущим. Сначала я расскажу свою историю Водяному из 2 предложений, затем передам мяч следующему игроку, который в 2 предложениях расскажет свою историю и так каждый сможет поделиться своими впечатлениями от купания в воде.
Водяной: Ребята, как здорово, что вы не боитесь воды! Тогда предлагаю вам отправиться со мной в путешествие под воду. Хотите нырнуть со мной?
Дети: Да!
Просмотр презентации. По ходу просмотра Водяной комментирует увиденное; дети делятся впечатлениями, называют знакомые растения.
Водяной (комментирует) : Водоросли, кувшинки, лотос свободно колышутся на гибких стеблях; водный гиацинт и ряска легко плавают по воде; тростник, осока, камыш – крепко держатся за дно цепкими корнями, каждый приспособился к жизни в постоянно движущейся воде. Листья у таких растений мясистые, умеют плавать, цветки высоко подняты над водой, чтобы их никогда не намочило, и чтобы пчёлы, шмели и бабочки могли на них садиться.
Водяной (после просмотра) : Ребята, вы догадались, что самое главное для растений водоёма – почва, свет или вода?
Воспитатель: Вот вам помощники, ребята, наши карточки. Попробуйте выложить модель взаимосвязи растений водоёма и условий их жизни.
Дети выкладывают модель (вода нужна растениям).
Водяной: Зачем в аквариуме нужны водоросли? Ведь я точно знаю, что рыбки их редко едят, а без них места в аквариуме было бы больше. Нужны ли растения в воде?
Дети делают свои предположения, воспитатель подводит итог:
Растения чистят воду, делают её прозрачной, чистой и свежей. Вспомните наш эксперимент с водой, несите сюда банку. Посмотрим, что стало с водой за неделю.
Вывод детей: без растений вода мутнеет и начинает плохо пахнуть.
Водяной: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Чтобы не забыть результат опыта с водой, предлагаю вам, ребята, выложить модель взаимодействия растений и воды.
Дети выкладывают модель (растения нужны воде).
Воспитатель: Посмотрите, ребята на эти две модели. Что в них общего?
Предлагаю вам поиграть в игру «Голосование».
Правило: Я произношу предложение, а вы, если согласны со мной, поднимаете руку, если не согласны, не поднимаете.
1. Растения могут жить в воде?
2. Вода может самоочищаться?
3. Растения нужны воде?
4. Вода нужна растениям?
5. Можно ли так сказать: Вода нужна растениям, а растения нужны воде?
Каждый ответ предлагать аргументировать 2 детям с противоположными точками зрения. Если после невозможности проаргументировать своё мнение дети меняют решение, то объясняют почему. Детей, которые поднимают руки не сразу, а после поднятия рук большинством детей, следует опрашивать в первую очередь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши модели, что в них теперь можно изменить?
Дети: (заменяют 2 модели одной с использованием двусторонней стрелки).
Водяной: Вы настоящие друзья, ребята. Теперь о воде вы знаете больше, это меня радует. Мне очень понравилось у вас. Обещаю, что загляну к вам ещё, чтобы рассказать о других жителях моего дома.
Дети: До свидания!