МААМ-картинки

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Ананьева
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ю. П. Ананьева

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена формированию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дети старшего дошкольного возраста, развитие.

Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Изучением особенностей эмоционального интеллекта в у старших дошкольников занимались такие отечественные исследователи, как Ю. А. Афонькина [1], Т. П. Гаврилова [2], В. И. Долгова [3], Н. В. Кондрашова [5], А. П. Сопиков [7], О. В. Ушакова [8], и др. Так, Е. Р. Овчаренко [6] изучал эмоциональный интеллект как процесс, проектирующий поэтапное освоение дошкольником различных способов в эмоционально-нравственных отношениях к сверстнику и окружающему миру в различной практической деятельности.

В настоящее время термин эмоциональный интеллект используется как одна из этических категорий, не имея собственно психологического значения. В историческом плане посредством понятия эмоционального интеллекта определялась способность субъекта управлять своими эмоциями.

Основными составляющими эмоционального интеллекта, как отмечает Л. П. Калиниский, являются самоосознанность, самообладание, мотивация, чуткость, коммуникация [4].

«Самоосознанность определяется как умение распознавать и понимать собственные эмоции, настроение, внутренние побуждения и др.

Самообладание выражается в способности осуществлять контроль над своими эмоциями, нести ответственность за собственное поведение, поступки и др.

Мотивация характеризует страстное желание достичь поставленной цели и проявляется в оптимизме, творческом подходе, настойчивости и упорстве.

Чуткость выражается в умении чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам.

Коммуникация позволяет человеку самому чувствовать и у других вызывать доверие, находить взаимопонимание, точно выражать свои идеи, мысли и чувства и точно так же понимать сообщения других, разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия, сотрудничать с окружающими людьми.

Кроме того, эмоции направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности, что является немаловажным моментом в подготовке ребенка к обучению в школе. Эмоции выполняют мотивирующую роль, являясь для дошкольника своеобразным пусковым механизмом деятельности. Ребенок имеющие положительные, разнообразные, богатые переживания, бодр, активен, любознателен, уверен и оптимистичен».

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника. Старший дошкольный возраст – это возраст от 5 до 7 лет (соответственно в дошкольном образовательном учреждении это старшая и подготовительная группы).

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте возникают психологические новообразования и закладываются основы будущей личности. В этом возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному. К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания.

Основными критериями сформированности эмоционального интеллекта у старших дошкольников следует считать : интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.

В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в структуре эмоциональной сферы ребенка, ее усложнение, что обусловлено социализацией содержания и форм проявления эмоциональных реакций, интегрирование эмоций и интеллекта.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие социальных эмоций. Ребенок становится вполне независим от непосредственного воздействия конкретной ситуации. Возникает эмоциональная децентрация как механизм преодоления эгоцентризма личности, в основе которого лежит психологический феномен позиционного эмоционального переключения, осуществляемого изначально в непроизвольной форме.

Анализ проблемы развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте показывает, что в период старшего дошкольного возраста у ребёнка совершается осознанная направленность в личных переживаниях, эмоциональное реагирование протекает в согласие аффекта и интеллекта. Данные годы являются благоприятными в развитии эмоционального интеллекта. Совершается изменение эмоциональной сферы психики с прямого эмоционального реагирования к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Направленность реб нка старшего дошкольного возраста на выполнение положительно оцениваемых поступков, выступая в качестве регулятора его поведения, служит основой для кристаллизации различных личностных свойств. Овладение нравственных норм связано с развитием эмоционального интеллекта. Наличие эгоистичной ориентации ребенка в общении сдругим, когда удовлетворяется потребность в собственном благополучии, эмоционального интеллекта проявляется как сопереживание. При альтруистической ориентированности, когда осознанно удовлетворяется потребность в благополучии другого, как сочувствие. В заключительном случае эмоциональный интеллект обуславливается усвоенной моральной нормой и положительным навыком отношений с людьми, умение управлять своими эмоциями.

Воспитательный процесс как любой организационный процесс подчиняется общим правилам и требованиям, предъявляемым наукой менеджмента к организационному процессу. Для того чтобы полноценно организовать воспитание эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко спланировать данный процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также привлекаемые для этого ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонькина, Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников / Ю. А. Афонькина // Детский сад: теория и практика. – 2018. – №4. –С. 7-17.

2. Гаврилова, Т. П. Эмоции как специфический способ познания человека человеком / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар. – 2015. – С. 17-19.

3. Долгова, В. И. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. – Москва : Перо, 2019. – 185 с.

4. Калиниский, Л. П. Функциональная классификация эмоций как феномена социальной перцепции / Л. П. Калиниский, Н. В. Богданова, Т. Е. Петрова, Л. М. Смоленская // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания : Тезисы окладов. – Омск, 2016. – С. 101 – 139.

5. Кондрашова,Н. В. Развитие эмоционального интеллекта / Н. В. Кондрашова,А. А. Турбаева //Концепт. –2014.–№ 3.– С. 21–25.

6. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет / Е. Р. Овчаренко // Начальная школа плюс: До и После. – 2018. – № 10. – C. 11-15

7. Сопиков, А. П. Механизм проявления эмоций / А. П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. – 2017. – С. 89 - 86.

8. Ушакова, О. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста / О. В Ушакова. – Волгоград, 2018. – 61 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Улыбочка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения детей передавать эмоцию радости. Создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 14:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ананьева (УИ 3374641) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД