Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Олеся Викторовна Елисеева (Брыксина)
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

«Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГТ»

Выполнила:

Учитель-дефектолог, логопед

ГБОУ детский сад № 273 (компенсирующего вида) г. Москвы

Брыксина Олеся Викторовна

Г. Москва

2012 г.

Как известно отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно- эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, что приводит к нарушениям социальной адаптации в дальнейшем, когда дети уйдут из детского сада и будут не готовы адаптироваться к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими - происходит уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, постоянные жалобы педагогу. Это происходит не потом у, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот к чрезмерной агрессивности поведения.

Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте, развивать умение контролировать свои эмоции и умение общаться. Наилучшим образом эти навыки формируются в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка. Все эти столь необходимые компоненты для развития ребенка включает в себя «Театрализованная деятельность».

Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л. С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е. Л. Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация», В. Н. Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М. А. Васильева,

С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин и др.).

В связи с этим проблема, с нашей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно–речевой и эмоциональной активности у детей дошкольного возраста. Особое значение театрализация имеет, если мы говорим о дошкольниках с задержкой психического развития, которые отличаются сниженной мотивацией к общению, адаптации в социуме, и эмоциональности.

Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольников с ЗПР в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, способствует эмоциональному благополучию детей, их своевременному и полноценному психическому развитию и приобщению к общечеловеческим ценностям. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Таким образом театрализованная деятельность отвечает основным принципам Федеральных Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание которой должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. (Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.)

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

1. Социально-эмоциональное развитие детей;

2. Создание атмосферы творчества;

3. Развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности.

Особенно хотелось бы отметить, как применяется принцип интеграции в реализации задач театрализованной деятельности:

- сначала необходимо выразительно ознакомить ребенка с произведением, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Эта задача стоит перед воспитателями в рамках программы «Ознакомление с художественной литературой»

-участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Эти задачи решает дефектолог.

- в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируют словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В решении этих задач участвует логопед.

- чтобы «оживить» персонаж необходимо определить, какой у него характер, голос, походка. С этими задачами помогает справиться психолог.

- имитационные движения, которые учат детей подмечать характерные особенности разных персонажей можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, а также в свободной деятельности и режимных моментах.

В контексте этого следует обратить особое внимание на профессиональные и педагогические навыки педагога, осуществляющего с детьми данную деятельность. Необходимо, чтобы педагог сам владел основами актерского мастерства, имел навыки художественного чтения, умел смотреть и видеть, слушать и слышать. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему во время работы с детьми. ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение, а в дальнейшем пытаясь, что-либо изобразить на площадке. В соответствии с этим перед педагогом встают следующие задачи: понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны и помочь ребенку полнее высказать проявить свои чувства, создать особые условия, в которых сможет развернуться его содействие персонажам произведения.

Все вышесказанное требует от педагога не только хорошую профессиональную подготовку, но особые личностные качества, эмоциональность и творческий потенциал, без которых современный педагог не может обойтись!

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Из-

бранные психологические труды: В 2т. – М., 1986. – Т. 1

3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-№4.

4. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.

Петрова Т. И., Сергеева Т. Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.

Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (слайд 2) Нарушения в развитии детей с ЗПР, негативно сказываются на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и изобразительной.

«Волшебный цветочек». Внеурочная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Образовательные задачи: Развить у детей умение сопоставлять предметы, выделять основные признаки предметов. Развивающая задача: Развивать.

Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций»Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций» Консультация для педагогов Тема: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций Подготовила.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толмачинская Раиса Владимировна Аннотация:.

Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с федеральным государственным.

Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я» ЗАНЯТИЕ на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «НАСТРОЕНИЕ и Я» Подготовила: Михайлова Е. В. Педагог-психолог.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмоциональной сферы «Волшебная страна эмоций» Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Ознакомление детей с миром эмоций и способами адекватного.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 00:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Празднование Нового Года в 1 классе. Фотоотчет
Пожалуй, самый любимый, самый долгожданный праздник детей, взрослых и всех - всех - всех-это Новый Год. Новый Год - главный календарный праздник,...
Конспект образовательной деятельности «Куб здоровья»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни....
Фотоотчет «Снежные постройки на участке»
Снежные постройки. Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах...
Проект «В мире животных. Моя первая Энциклопедия»
Проект на тему: «Животные мира. Моя первая энциклопедия» Выполнила: Тишкина Н. А. Воспитатель группы №4 "Теремок" МБДОУ №50 "Журавушка" г. Канск...
Презентация урока математики. Тема: «Умножение и деление многозначных чисел». «Зима...
Технологическая карта урока по предмету: математика Учитель: Андреева Евдокия Константиновна учитель 1 категории МОКУ С( К) ОШ № 4 г. Якутска Тема:...