Картотека психологических игр для развития эмоционально-волевой сферы детей

Екатерина Силивертстова
Картотека психологических игр для развития эмоционально-волевой сферы детей

1. Игра «Галерея эмоций»;

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы (развитие навыка распознавать эмоции, чувства свои и других людей, адекватно оценивать их и называть, развитие навыков командной работы.

Оборудование: фото и картинки людей и сказочных героев с различными мимическими проявлениями, выражениями различных эмоций; клубки ниток или ленточки разных цветов (синие, красные, серые, желтые, зеленые, игрушка – паучок.

Инструкция для детей: «Ребята, сейчас мы вместе с вами посетим необычную экскурсию, галерею, выставку эмоций. Рассмотрите, пожалуйста, и постарайтесь понять, какое настроение, какие чувства, какие эмоции переживают герои, которые изображены на картинках и фото».

Дети: отвечают, какое настроение у героев, что они узнали.

Педагог-психолог: «Ой, смотрите, а кто это тут в уголочке?»

Дети: «Паучок!»

Педагог-психолог: «Точно, это же паучок! А раз мы с вами в сказочной стране, то и паучок у нас волшебный! Он умеет различать настроение, чувства, эмоции людей и животных. И поэтому его паутина не обычная, серая, а цветная. Как вы думаете, какое настроение паучок плетет синими ниточками? А красными? А серыми? А желтыми? А зелеными?»

Дети: синими – грусть, печаль; красными – злость, когда кто-то сердится; серыми – когда скучно; желтыми – весело и радостно, смешно; зелеными – обидно или радостно.

Педагог-психолог: «Рассмотрите еще раз картинки героев и помогите паучку доплести паутинку».

Дети плетут цветную паутинку (привязывают возле изображения героя ленточку соответствующего цвета). Педагог-психолог, воспитатель в этом им помогают.

Педагог-психолог: какая яркая паутинка у нас получилась! Молодцы! Мы тоже испытываем разные чувства и эмоции, каждый день наше настроение может немного отличаться от предыдущего, так и наша паутинка получилась цветной, разнообразной, яркой, как наши эмоции.

2. Игра «Кого укусил комарик»

Цель: развитие доверия детей друг к другу, тактильного и зрительного внимания, наблюдательности.

Педагог-психолог: «Летом нам могут встретиться различные насекомые. Какие?»

Дети: «Мошки, шмели, пчелы, мухи, комары».

Педагог-психолог: «Молодцы! Совершенно верно! Вот и сейчас, нам встретились маленькие комарики, только они прилетели из сказочного мира, они необычные. Сказочные комарики эти больно не кусаются, а нежно гладят лапками людей по спинкам. Давайте с ними поиграем?»

Дети: «Да!»

Педагог-психолог: «Сейчас с помощью считалочки мы выберем того, кто будет комариком»

Дети выбирают считалочкой «комарика».

Педагог-психолог: «Ребята, сейчас всем нужно взяться за ручки и встать вкруг, закрыть глазки, а наш комарик будет летать и того, кто ему понравится, он будет кусать. Комары в сказочной стране кусаются не больно, а ласково гладят лапкой по спинке, забирают плохое настроение и оставляют только хорошие чувства и эмоции. Поэтому наш комарик будет ласково гладить того, кого он выберет. Все в это время молчат, только слышно, как пищит комарик.Когда я скажу: «Стоп!», - комарик подлетает ко мне, все ребята открывают глаза и те, кого укусил комарик, должны сильно напрячь спинку и шейку, а остальные должны догадаться, кого укусил комарик. Запомните, никто сразу не говорит, кого укусили, остальные ребята сами должны догадаться! Начали!».

Примечание: в эту игру можно играть несколько раз, каждый раз выбирая нового «комарика» из группы, чтобы все смогли поучаствовать.

3. Игра «Город великанов»

Цель: развитие навыков волевой саморегуляции, слухового внимания, памяти, мышления, расширение кругозора.

Оборудование: карточки с загадками.

Инструкция для детей: «Представьте, что мы с вами попали в страну Великанов и у них очень чуткий слух, у них очень сильно начинает болеть голова, когда кто-то громко разговаривает. Поэтому в стране Великанов принято говорить только шепотом. Чтобы завоевать доверие Великанов нужно ответить на специальные загадки, отвечать нужно только очень тихо, шепотом, даже если очень сильно захочется громко выкрикнуть правильный ответ. Если вы выполните задание правильно, то Великаны подарят вам свое вечное уважение и всегда будут рады вам в гости!»

Загадки подбираются в соответствии с возрастом детей.Примеры загадок:

Крыша любая ему до плеча,

Люди прозвали его «Каланча»,

Я вас прошу, никуда не глядя,

Вспомнить имя этого дяди.

(Степа) В стране лилипутов

Был сеткой опутан.

В стране великанов

На лодке греб в ванной.

(Гуливер)

Ну-ка,кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(Солнце)

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой

Если б я мог встать на мост

Я б достал рукой до звезд!

(Радуга) Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел.

(Бабочка) Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это?

Угадать не трудно…

(Лето)

4. Игра «Портрет»

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы (развитие навыка распознавать эмоции, чувства свои и других людей, адекватно оценивать их, изображать и называть, развитие навыков командной работы, умения договариваться.

Оборудование: меловые индивидуальные карточки (3-6 штук, цветные мелки, карточки- смайлики с изображениями различных эмоций (радость, обида, стыд, страх/испуг, гнев/злость, удивление).

Инструкция для детей: «Ребята, мы успешно выполнили все задания Великанов и теперь уже на пол пути к полянке «Счастья». Впереди нас будет сказочный пропускной пункт. Как и в любой стране, нам нужен документ. Сейчас мы его с вами получим! Для этого выберите, пожалуйста, себе пару. Сейчас каждой паре я дам по табличке и набору цветных мелков. Вам сейчас нужно быстро решить, кто будет рисовать настроение, эмоцию, которую я назову, а кто будет находить нужную картинку в корзинке со смайликами. Поднимите ручки, кто понял, что нужно сделать?»

Дети поднимают руки, педагог-психолог подходит к тем, кто не поднял руку, либо поднял, но говорит, что не все понял, дополнительно объясняет задания. Когда все разбились на пары, педагог-психолог выдает каждой паре по табличке, набору мелков. Дети встают/сидят в кругу, а по центру стоит стол, на котором расположена корзинка с карточками-смайликами, изображающими различные эмоции человека (радость, обида, стыд, страх/испуг, гнев/злость, удивление). Педагог-психологдает каждой паре задание: одна пара получает задание изобразить одну определенную эмоцию, один рисует, показывает другому (сначала рисунок, а затем и с помощью мимики, другой должен повторить с помощью мимики изображенную эмоцию, а затем найти ее схожее изображение в корзинке.

5. Игра «Сказочный патруль»

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы (умение распознавать свои и чужие эмоции, адекватно выражать их, развитие зрительного внимания, мышления.

Оборудование: карточки-смайлики (изображения людей или животных с различными мимическими проявлениями эмоций человека, зеркало, картинка с изображением сказочного пограничника, скотч.

Инструкция для детей: «Посмотрите, пожалуйста, здесь нас встречает сказочный пограничник. Как вы думаете, что он тут делает? Следит за всем, чтобы никто чужой не пробрался в сказочную страну! Ребята, чтобы нас пропустил сказочный пограничник нам нужно показать ему наши сказочные документы – смайлики. Возьмите, пожалуйста, каждый себе по одной картинке из корзинки. Рассмотрите внимательно, какое настроение, какие чувства и эмоции переживает герой на картинке, которую вы выбрали. Сейчас вам нужно будет посмотреть в волшебное зеркало и сделать точно такое же выражение лица, которое изображает смайлик на ваших документах, на вашей карточке. Постройтесь, пожалуйста, змейкой и по одному подходите к зеркалу и показывайте своим выражением лица, какой у вас смайлик в руке. Старайтесь! Все должны показать как можно лучше, чтобы сказочный патруль точно пропустил нас на сказочную полянку «Счастья»».

Примечание: Дети выполняют задание. Если у кого-то не получается сразу изобразить нужную эмоцию, то психолог предлагает этому ребенку держать карточку-смайлик рядом с лицом, чтобы ее было видно в зеркале, так он сможет сравнивать свои мимические проявления с тем, что изображено на карточке.

6. Игра «Путаница»

Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков вербального и невербального общения в конструктивной форме, бережного отношения детей друг к другу, развитие навыков командной работы, достижения цели, волевой саморегуляции, слухового внимания.

Дети встают вкруг, взявшись за руки. Педагог-психолог читает считалочку и выбирает одного ребенка, который выходит из круга и круг обратно сцепляется.

Инструкция для детей: «Делаем наш круг большим, ручки держим крепко, стараемся их не отпускать, мы должны показать, какие мы дружные. Послушайте внимательно правила игры! Говорим вполголоса, чтобы каждого можно было услышать. Если вдруг стало больно или неприятно, говорим «стоп». Если кто-то сказал «стоп» все замирают, не шевелятся, а распутыватель подходит и начитает распутывать, бережно, аккуратно, чтобы никому не было больно. Сами ручки не расцепляете. В конце у нас должен получиться такой же ровный большой круг, что и был. А сейчас начинаем «запутываться», не расцепляя руки можно проходить под сцепленными руками ребят напротив и обратно, так, чтобы у нас получился запутанный клубочек, пока кто-то из ребят или я не скажу «стоп». Готовы? Начали!»

Дети играют в игру, педагог-психолог наблюдает, комментирует положительные моменты, подсказывает распутывателю, где ребятам стало некомфортно.

7. Игра «Эстафета дружбы»

Цель: сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: волшебный ключик, карточка со стихотворением – волшебные слова.

Инструкция для детей: «Ребята, не отпуская рук, давайте зарядим нашей дружеской энергией этот ключик и откроем дверь на полянку «Счастья»! Для этого я сейчас буду читать магические слова, а вы, пока я читаю, должны бережно сжимать руки друг друга, чтобы наша сила дружбы как с помощью насоса могла передвигаться и накапливаться. Начнем!»

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Педагог-психолог по завершению чтения магических слов берет в руки волшебный ключик и предлагает детям каждому до него дотронуться, чтобы передать в него магию дружбы. Затем можно открыть им воображаемую страну «Счастья» или передавать этот ключик другим детям, у кого плохое настроение, кто чувствует себя одиноко, чтобы ему стало веселее, он почувствовал магию дружбы всей группы.

8. Психогимнастика: упражнения на расслабление «Полянка счастья»

Цель: обучение техникам расслабления, снятия психоэмоционального напряжения.

Оборудование: яркие пледы по числу детей, магнитофон с музыкой.

Инструкция для детей: «Ребята, мы попали на полянку «Счастья». Мы немного устали за день и сейчас можно немного отдохнуть. Посмотрите, здесь есть место, где можно полежать и насладиться солнышком, его теплом. Лягте, пожалуйста, на нашу «Полянку» на спинку. Закройте глазки. Пусть наши ручки, ножки, животик, головка, глазки, ротик, язычок отдохнут. Ушки послушают приятную музыку и мой голос. Представьте себе лесную полянке, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняется полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело… Лучики гладят, ласкают (имена всех детей, участвующих в упражнении). Вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и счет «три» откройте глаза. Один… два…три. Открываем глаза. Можно потянуться, улыбнуться, почувствовать, как чудесно отдохнули».

Публикации по теме:

Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим.

Арт-терапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы детей с синдромом ДаунаАрт-терапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы детей с синдромом Дауна Представляю Вашему вниманию фотоотчёт о проделанной мной работе. Коррекционная работа длилась 1 год и 6 месяцев. На фотографиях можно проследить.

Игратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольникаИгратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольника Хочу сегодня представить вашему вниманию один из методов который я использую в своей работе для развития и коррекции эмоционально волевой.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы Игры на развитие эмоционально-волевой сферы Игра «Тренируем эмоции» Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции.

Картотека игр для развития эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством игр с различными видами песка Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством игр с различными видами песка. «Эмоции в песочнице». Игра.

Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом» Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Картотека психологических игр для развития эмоционально-волевой сферы детей
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 13:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 апреля. День высшего пилотажа на МААМ

5 апреля отмечает свой день рождения основанная на подмосковной авиабазе в Кубинке группа высшего пилотажа «Русские витязи». Многие из нас видели их выступления не только по телевизору. С 1991 года, когда...

5 апреля. День скворечника на МААМ

Весной из далеких южных стран возвращаются на родину наши пернатые соседи, вестники весны — скворцы. Оказавшись дома, они приветствуют родные леса, луга и поля звонким пением, присматривают себе домик для...

Видео танец «Оладушки для бабушки». Фрагмент весеннего утренника для подготовительных...
Вниманию коллег хочу представить танец "Оладушки для бабушки", который показали девочки подготовительной к школе группы "Солнышко", во время весеннего...
Конспект занятия по «Истокам» в форме виртуальной экскурсии к памятнику А С. Пушкину...
Проблема: Дети не знают достопримечательностей нашего города. Плохо ориентируются на улицах города. Родители мало читают детям, а также дети не знают...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно — эстетической...
Направленность дополнительной образовательной программы Тематическое построение программы позволяет объединить ( сгруппировать) ряд занятий в тематические...